09.08.2012 00:28
Происшествия

Эксперт: Возможны всякие варианты, поэтому мы проверяем все поиске АН-2

На Урале два месяца ищут Ан-2 с 12 пассажирами на борту
Текст:  Светлана Добрынина (Свердловская область) Анна Колесник
Российская газета - Неделя - Урал: №0 (5855)
История исчезновения небольшого самолета Ан-2, взлетевшего вечером 11 июня с крохотного аэродрома города Серова, становится все таинственней.
Читать на сайте RG.RU

Полтора месяца поисков не дали никакого результата: не обнаружено следов ни судна, ни его пассажиров. Серовский кукурузник уже окрестили "бортом-призраком". А люди, следящие за ходом спецоперации, убеждены: это ЧП может лечь в основу не одного детективного романа.

Просто фантастика

Аномалий в этом деле столько, что трагический полет уральского самолета "в никуда" уже получил мировую известность. Британские журналисты сравнивают судьбы пассажиров серовской "Аннушки" с судьбами героев популярного американского сериала "Lost" ("Остаться в живых" в российском варианте). Там борт потерпел крушение на острове в океане, где происходили таинственные события с изменением реальности.

Вспоминают и печальную историю гибели группы Дятлова в 1959 году. Тогда тела девяти студентов-туристов нашли на склоне горы со страшными травмами. У двух жертв были проломлены черепа, у двух сломаны ребра, а у одного погибшего отсутствовал язык. Причем никаких следов убийственной стихии или борьбы не было. Следствие тогда заключило, что смерть наступила "в результате непреодолимой стихийной силы". А в народе гуляет масса версий - от испытаний неизвестного оружия до визита пришельцев.

Нынешнее ЧП тоже порождает множество "аномальных" версий. В том числе связанных с оружием. Родственники пропавших заявляли, что самолет могли сбить из секретной части, контролирующей небо над Северным Уралом. Командующему ВВС и ПВО Центрального военного округа генерал-майору Виктору Севостьянову приходилось даже делать официальное заявление:

- Силы ПВО, в границах ответственности которых пропало воздушное судно, самолет не сбивали. Радиолокационные средства покрывают практически всю Россию, но возможности контроля маловысотного поля в том районе, где предположительно пропал самолет, невелики. А полет, я полагаю, выполнялся буквально над вершинами сосен...

На восток?

По факту исчезновения самолета Уральским следственным управлением на транспорте СК РФ возбуждено уголовное дело по статье 263 УК РФ "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть более двух лиц". Росавиация лишила "Авиа-Зов" сертификата на авиационные работы, фактически отстранив от полетов.

Кстати, исчезнувшему кукурузнику  25 лет. За это время он четыре раза проходил капитальный ремонт, последний - в 2010 году. Вместе с тем самолет регулярно подвергался техническим осмотрам, последний раз - в марте этого года. Ан-2 не выработал свой ресурс и мог эксплуатироваться еще в течение трех лет. В данный момент проверяется качество топлива, которым могли его заправить.

Находит подтверждение версия, что подобные "дикие" прогулочные полеты за наличные на серовском аэродроме проводились неоднократно. Пилотам давали тысячу, и они катали всех желающих над тайгой, ни о чем не извещая наземные службы. А красот в округе множество: озера, водопады, горные вершины. Поэтому вычислить маршрут рокового полета до сих пор не удается. Следователями опрошено почти полторы сотни свидетелей. Предположительно после взлета "Аннушка" направилась на восток, но полной уверенности в этом нет.

Более того, по некоторым сведениям, этот же Ан-2 в день пропажи совершал еще один рейс. Часа за два до исчезновения его видели над окраинами Серова. Как ни парадоксально, но эти данные всплыли только через месяц после начала расследования. Сейчас активно ищутся участники того удачного прогулочного полета для того, чтобы понять, в каком направлении вести поиски.

В зоне излучения

А пока прочесывают территорию в радиусе  500 километров - это три региона северных отрогов Уральских гор. По большей части местность безлюдна. Кроме того, действительно аномальна, без всяких намеков на уфологические теории. Здесь, по словам специалиста по выживанию в экстремальных ситуациях, почетного полярника Геннадия Чеурина, недалеко от поверхности земли находятся залежи руд, которые изменяют магнитное поле, в результате чего приборы перестают показывать правильное направление. Электромагнитное излучение воздействует, кстати, не только на компасы, но и на психику человека. По утверждению путешественника, от него люди теряют ориентиры, становятся агрессивными и неадекватными.

- Потеряться здесь очень легко: непроходимый бурелом, кедры и сосны достигают 60 метров в высоту. А длина Ан-2 - около 12 метров. В случае плавного падения он мог осесть среди деревьев, не сломав верхушки. Нужно учитывать, что самолет имеет свойство падать при потере центровки вниз хвостом или мотором. Ветки сверху сойдутся и скроют его. И найти судно по воздуху можно только с определенного ракурса, - рассказал начальник главного управления МЧС по Свердловской области Андрей Заленский. - Еще один негативный фактор - малонаселенность территории: в среднем шесть человек на один квадратный километр. А в некоторых районах - менее одного человека. Только тайга, болота и озера. Может, когда начнется грибной  сезон, люди потянутся в лес и найдут Ан-2. Такие прецеденты уже были. Например, однажды грибник обнаружил самолет, груженный золотом, который некогда упал и затерялся в сибирских лесах.

Кстати, зону поисков определили тоже из логики расчета. Даже при полных баках дальше 500 километров Ан-2 улететь на может. Вначале ориентировались на 250 километров, предполагая, что пилот рассчитывал бензин на путь туда и обратно. Но в связи с неясностью ситуации границы вдвое раздвинули.

Недавно, казалось, произошло чудо: на обочине дороги, ведущей в ханты-мансийский город Пыть-Ях, грибники обнаружили почти голого, до неузнаваемости покусанного гнусом человека. Тут же возникла версия, что это выживший и чудом выбравшийся из тайги пассажир Ан-2. На то, что найденный не один день скитался по лесам, указывало его состояние: мужчина был без сознания, уже не мог двигаться и едва дышал. К тому же внешне походил на одного из пассажиров исчезнувшего кукурузника. Встал вопрос об организации доставки родственников для опознания и проведения генетической экспертизы. Но чуда не произошло - через несколько часов лесной человек скончался в больнице от двусторонней пневмонии легких. По отпечаткам пальцев установили: жертвой тайги оказался 46-летний Анатолий Курмачев, житель Туринска Свердловской области. Более двух недель назад он уехал на север на заработки и пропал. Курмачев ранее был судим, благодаря чему в базе МВД сохранились отпечатки пальцев, по которым его идентифицировали.

- Возможны всякие варианты, поэтому мы проверяем все, даже анонимные звонки и сообщения экстрасенсов, - говорит замначальника ОВД Серова Александр Антонов. - В том числе обращаем особое внимание на людей с потерей памяти или незнакомцев, обнаруженных в лесу.

Остаться в живых

В то, что пассажиры могут быть живы даже через два месяца после исчезновения самолета, верят еще многие. От экстрасенсов и родственников пропавших до губернатора региона, который потребовал ни на день не прекращать поиски. В таежном крае убеждались уже не раз: счастливый исход реален. Я сама встречалась с десятилетним мальчиком, сумевшим в одиночку три недели выжить в тайге. Школьник из поселка Талица Никита Полянин потерялся во время соревнований по ориентированию. Произошло это ранней осенью, когда уже пришли ночные заморозки. Поэтому, блуждая в лесу, мальчик обморозил ноги, на третью неделю скитаний уже не мог двигаться и остался в стоге сена, где его и обнаружила охотничья собака.

Как это было

Напомним, Ан-2, принадлежащий челябинской компании "Авиа Зов" и арендованный для борьбы с  лесными пожарами, 11 июня около 22 часов вылетел с небольшого аэропорта города Серова. Вылетел, не запрашивая разрешения на полет и не оставив никаких сведений о направлении движения. Как удалось установить позже, на его борту были 12 пассажиров, включая начальника Серовской ГИБДД Дмитрия Ушакова и одного из его подчиненных, за штурвалом сидел пилот Хатип Кашапов.

Загадочно даже само начало этой трагедии. В полет люди собирались в необъяснимой спешке. Один из пассажиров - сторож местного аэропорта - как был в шортах и шлепанцах, так "по-пляжному" и отправился в полет. Другой - молоденькая девушка - примчалась на такси на аэродром едва ли не в бальном платье.

Почти все путешественники оставили на земле сотовые телефоны, летчик не взял с собой даже пилотную сумку с картами и дополнительными средствами экстренной связи и радиомаяками.

- Это поведение можно объяснить только одним - рутинностью жизни в небольших городах. Людям просто некуда пойти в свободное время. Каждый развлекается как может, а здесь шел второй день праздников,  всем захотелось эмоций. И они забыли о мерах безопасности, - пояснил корреспонденту "РГ" причины безрассудства улетевших  Геннадий Чеурин. Его, уже имеющего опыт поиска людей, затерявшихся в тайге, пригласили консультировать проведение этой поисковой операции. Чтобы бывалый путешественник, не раз спасавший людей, нащупал логику в действиях участников трагического полета.

- С логикой в их поведении действительно сложно, - признался корреспонденту "РГ" Чеурин. - Я не хочу озвучивать никакие версии, тем более аномальные. У пропавших есть родственники, и надежда для них - как соломинка, за которую они держатся. Кроме того, поиски в тайге сложны безо всяких аномалий. Ты можешь пройти в пяти метрах от упавшего самолета и не заметить его, потому что вокруг бурелом и объект виден только с определенного ракурса.

Между тем

Следственными органами Уральского следственного управления на транспорте СК РФ установлено, что пилот пропавшего самолета Хатип Кашапов пилотирует самолеты Ан-2 с 1982 года, является пилотом 2-го класса, имеет более 8000 часов налета, из них в качестве командира воздушного судна - 5600 часов, награжден знаками "Отличник воздушного транспорта" и "За безаварийный налет часов" II степени. Проведенные ранее ремонтные работы агрегатов  Ан-2 выполнены качественно и своевременно. Однако выявлены нарушения в эксплуатации авиационной площадки Серова. В качестве основных следствие рассматривает две версии ЧП: техническая неисправность и нарушение пилотом правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта.

Следствие Свердловская область Урал и Западная Сибирь