На своем сайте минобрнауки объясняет задержку с выделением президентских грантов. Суть в том, что в новой редакции Бюджетного кодекса РФ появились изменения. С 1 января 2012 года предусмотрен новый порядок финансирования грантов для организаций, не подведомственных минобрнауки. А потому необходимо внести изменения в Положение о выделении грантов президента РФ. Проект постановления правительства о внесении таких изменений сейчас согласовывается с минфином и минэкономразвития. "Минобрнауки приносит свои извинения за задержку выплат по грантам и обязуется сделать все возможное для осуществления финансирования в возможно короткие сроки".
Итак, на дворе август, но документ все еще согласовывается в министерских кабинетах. А, казалось бы, простая задача: победителю конкурса, скажем, Институту биохимии РАН надо выдать положенный ему грант. Деньги должны напрямую пройти из пункта "А" в пункт "Б". Именно такой механизм действовал прежде. Как же это будет выглядеть теперь, исходя из появившихся в БК изменений? Путь денег становится куда длинней. Вначале их получит минобрнауки, которое провело конкурс и определило победителей. Но оно не имеет права отправить грант в институт, а обязано обратиться в минфин, чтобы оно перевело деньги в РАН, куда входит данный институт.
- Причем академия должна дать согласие, чтобы они пришли, - объясняет начальник отдела департамента развития приоритетных направлений науки и технологий минобрнауки Александр Ладный. - Потом РАН долго будет разбираться, что это за деньги, почему направляются именно в этот институт. Затем их надо "перекрасить", составляя приемопередаточные акты. Хорошо еще, если все происходит здесь, в Москве, а если институт находится на Дальнем Востоке, и такие акты надо составлять с местным отделением РАН? Бумаги будут гулять месяцами.
- Для чего это делается? - недоумевает Ладный. - Вроде бы министерство сделало все, чтобы уйти от пресловутого 94-го закона, когда в конкурсе главным критерием был не научный уровень проекта, а его цена, но мы столкнулись с другой проблемой: грант нельзя выдавать напрямую, а только через главных распорядителей денег, которых наберется около 20, например, минпромторг и т.д. И со всеми нам придется пройти по той же цепочке, что и с РАН. Зачем? Ведь приказы по победителям есть, протоколы подписаны, что мешает - отдать их сразу авторам проекта?
По словам Ладного, аналогичная ситуация сейчас складывается не только с грантами президента, но и с президентскими стипендиями для молодых ученых и аспирантов, и c программой по приглашению в российские вузы ведущих ученых, и ФЦП "Кадры".
- Очевидно, эти изменения в БК удобны для ведения отчетности и контроля, но каково ученым месяцами ждать выигранных денег, - говорит Ладный. - Чтобы устранить возникшую коллизию, минобрнауки предлагает внести изменения в статью 78 БК и вернуться к старой системе, когда деньги шли напрямую победителю конкурса. Но даже если сумеем убедить минфин и минэкономразвития, то в лучшем случае такая система заработает с 2013 года.
Кстати, список грантов, которые вовремя не получают молодые ученые, можно продолжить. Так задерживает выплаты Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ). Например, не профинансированы проекты по стажировке ученых в научных центрах России. Уже несколько месяцев они на собственные средства проживают в других городах без шансов на компенсацию, поскольку проект заканчивается в сентябре.