Все это особенно актуально, если учесть, что засушливое лето может аукнуться подорожанием продуктов питания, как прогнозируют многие эксперты. Мировой индекс продовольственных цен в июле уже вырос на 6 процентов, сообщила вчера Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО).
В России инфляция за семь месяцев набрала 4,5 процента, что на 0,5 процента меньше, чем в прошлом году. Но радоваться рано. Как сообщил вчера руководитель Федеральной службы государственной статистики (Росстат) Александр Суринов, на продовольствие пришлась почти половина роста цен - 2 процента. "Инфляция традиционно больнее всего бьет по малоимущим, которые большую часть своих доходов вынуждены отдавать на лекарства и еду", - подчеркнул Суринов. На продовольствие, по его словам, в потребительских расходах россиян приходится 37 процентов. Остальное тратится на непродовольственные товары и услуги.
Каким образом будут поддерживать малоимущих в стране, сейчас, понятно, сказать трудно. Вряд ли это будет называться именно продовольственными талонами или карточками.
По крайней мере, как уже писала "РГ", так считает вице-премьер Аркадий Дворкович. "Но программа стимулирования социального питания и спроса на отечественную сельхозпродукцию, - подчеркнул он, - думаю, будет актуальной. И в среднесрочной перспективе начнет работать". Сегодня под социальным питанием в России подразумевается оздоровительное питание в детских садах, школах, больницах. Теперь речь, судя по всему, идет о доступной еде для всех слоев населения. А также - о поддержке российских аграриев.
"С экономической точки зрения это здравая вещь, - поддержал идею гендиректор аналитического центра "Совэкон" Андрей Сизов. - Такие программы существуют во многих странах мира. В США действует система продовольственных талонов Food Stamps. И на нее, кстати, уходит порядка 60 процентов бюджета американского минсельхоза. Но не думаю, что у нас карточная система может прижиться. Чисто по психологическим причинам". Впрочем, говорит эксперт, и помимо талонов можно предложить несколько схем. Допустим, специальные магазины сниженных цен для малообеспеченных. "Или еще вариант - организовать программу распределения продовольствия по социальным карточкам, - продолжает эксперт. - Допустим, человек получает на нее раз в месяц определенную сумму и тратит на нужное ему продовольствие. Естественно, за исключением алкоголя и сигарет. Мне кажется, что такая система выглядит предпочтительнее, чем субсидирование отдельных видов товаров. Ведь если у пенсионера есть, например, корова или огород, то зачем ему субсидированное молоко или картошка? Разумнее, если человек просто получает определенную сумму и тратит ее на те продукты питания, которые ему необходимы. И отоваривается уже не в спецмагазинах, а, скажем, в обычном универсаме".
Получение "продовольственных денег" можно организовать и через банковские карточки или чековые книжки, предлагает вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. "Трудно сейчас сказать, какая сумма должна на них приходить. Возможно, 1000-1500 рублей на человека в месяц", - рассуждает эксперт. А вот идею спецмагазинов он категорически не поддерживает.
Такие магазины уже были, напоминает директор Института социальной политики НИУ "Высшая школа экономики" Сергей Смирнов. Он считает, что эта идея, по сути, провалилась, потому что, с одной стороны, власти не смогли выстроить финансовые схемы - кто и как гасит или компенсирует поставщикам недополученную им прибыль. А с другой - страдало качество продуктов, поскольку в такие магазины товары свозили по принципу - "на тебе боже, что нам не гоже". Смирнов также считает, что проще и дешевле оказывать помощь деньгами, чем продуктами. Два года назад эксперты института просчитали возможные расходы госбюджета на "натуральное отоваривание". По ценам августа 2010 года получилось, что на 18,5 миллиона малообеспеченных надо выделять по 178 миллиардов рублей в год. Смирнов считает, что "увязать" в одной комплексной программе поддержку бедных граждан и сельхозпроизводителей не стоит. И в этом плане идея правительства по дополнительным выплатам по 7 тысяч рублей в месяц на содержание третьего ребенка, на его взгляд, более перспективна, ее можно развить и распространить на другие слои населения.