Это только один из выводов, который можно сделать после обследования самочувствия россиян на рынке труда. Его впервые провел Росстат. Ведомство подвело итоги этой работы (есть в распоряжении "РГ"). Результаты во многом удивительны и абсолютно эксклюзивны. О них "РГ" рассказал заместитель руководителя Росстата Константин Лайкам.
Константин Эмильевич, столь многостороннее обследование вы провели впервые. Что же вы узнали такого о труде в нашей стране, чего не знали прежде?
Константин Лайкам: Узнали немало. Например, у нас никогда не было информации о том, насколько люди удовлетворены своей работой. Так вот, более всего россиян устраивает режим работы. 75 процентов респондентов им вполне довольны.
Следом идут: выполняемые обязанности (68 процентов), расстояние до работы, условия труда (64 процента), моральное удовлетворенность, надежность работы и профессиональное удовлетворение (примерно по 55 процентов). Но по разным критериям уровень удовлетворенности очень сильно различается у горожан и сельчан, у женщин и мужчин, у людей разных возрастов и уровня образования. Например, мужчины больше, чем женщины, удовлетворены заработками.
У мужчин, видимо, зарплата выше. Все-таки у нас существует некая дискриминация женщин.
Константин Лайкам: Давайте не торопиться с выводами - по всем остальным критериям (кроме зарплаты) женщины более позитивно, чем мужчины, оценивают свою работу. Кстати, и безработица среди женщин ниже. И живут они дольше.
А чем на работе люди больше всего недовольны?
Константин Лайкам: Зарплатой. Ей доволен лишь каждый четвертый. Больше других ею удовлетворены работающие пенсионеры и молодежь (29 процентов).
Образование влияет на уровень удовлетворенности?
Константин Лайкам: Конечно. Здесь прослеживается прямая зависимость: чем выше уровень образования, тем больше у человека и профессиональная, и моральная удовлетворенность, тем больше он доволен зарплатой. Например, 45 процентов молодежи, имеющей послевузовское профессиональное образование, вполне удовлетворено своими заработками.
Еще интересный результат: в неформальном секторе удовлетворенность заработками заметно выше, чем в формальном.
Вот вам одна из причин живучести теневой занятости!
Константин Лайкам: Да, но вместе с тем по всем остальным показателям удовлетворенность работой в неформальном секторе намного ниже. И надежность этой работы люди оценивают низко.
А самая счастливая категория - это, наверное, руководители?
Константин Лайкам: Да, из них две трети в неформальном секторе и почти половина в формальном довольны зарплатой.
А как обстоят дела в социальных группах?
Константин Лайкам: Наименьшая доля удовлетворенных заработком (10 процентов) и надежностью работы (27 процентов) - в группе работающих инвалидов. Но зато у них намного выше, чем у остальных респондентов, удовлетворенность работой по всем остальным параметрам.
Еще одна проблемная социальная группа - женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет. В этой группе удовлетворенность работой (которой они занимались до или после отпуска) по всем параметрам существенно ниже, чем в среднем по занятым в экономике. Обследование подтвердило наши ожидания, что аналогичная ситуация и в таких социальных группах, как матери-одиночки, у имеющих детей-инвалидов, детей до 3 лет, у многодетных родителей.
Важность этого статистического обследования в том, что был численно измерен масштаб имеющихся у этих групп населения проблем с работой. А значит, теперь можно детально описать проблему, локализовать ее, адресно сконцентрировать усилия и ресурсы на ее решение.
В вашем обследовании есть графа "очень тяжелая работа". Что здесь имеется в виду?
Константин Лайкам: Это физически очень тяжелая работа: копали, рубили, грузили. К счастью, таких оказалось немного - 3,7 процента. А вот просто тяжелая работа уже у 11 процентов работающих. Разительная разница в оценках мужчин и женщин. У 6,4 процента мужчин работа очень тяжелая (у женщин в шесть раз реже - 1,1), тяжелая - у более 19 процентов (у женщин - 3,2).
На что чаще всего жалуются люди, с точки зрения условий труда?
Константин Лайкам: Половина работников постоянно или иногда испытывают воздействие вредных производственных факторов, столько же - другие неудобства (холод, сырость...). В сельской местности условия труда по всем параметрам хуже, чем в городе. Для женщин условия труда созданы в целом лучше, чем для мужчин. В формальном секторе условия труда лучше, чем в неформальном. Чем выше уровень образования, тем в целом лучше условия труда.
Еще одна выявленная серьезная проблема - нервное напряжение и стрессы. Четверть опрошенных сказали, что находятся в этом состоянии постоянно и еще почти половина работников - время от времени. Итого 75 процентов. Очень тревожный показатель.
Если учесть, что у нас в стране уровень сердечно-сосудистых заболеваний один из самых высоких в мире, то понятно, откуда это идет.
Константин Лайкам: Кстати, в ближайшие годы мы будем исследовать и другие факторы, влияющие на состояние здоровья. В том числе поведенческие, рацион питания. Но и в этом обследовании тоже много можно почерпнуть о факторах риска. Например, мы узнали, что почти четверть населения испытывают недостаток тепла в жилище, более 17 процентов жалуются на сырость. Почти 40 процентов горожан испытывают дискомфорт из-за плохой шумоизоляции.
А что удалось выяснить о безопасности на работе?
Константин Лайкам: Картина удручающая. Совершенно безопасной считают свою работу всего 27 процентов занятых, достаточно безопасной - 31 процент, опасной в некоторой мере - каждый третий, опасной - 8 процентов. Но просто запредельным по этому показателю можно считать положение мужчин. Опасной является работа у каждого седьмого мужчины (у женщин - в 6 раз реже). Кроме того, почти половина работающих мужчин считают свою работу "опасной в некоторой мере". То есть почти две трети мужчин в той или иной мере подвергаются опасности на работе. Примерно 2,5 процента респондентов отметили, что в 2011 году у них на производстве был, по крайней мере, один несчастный случай. Согласитесь, ситуация тревожная.
Насколько я знаю, вы изучали не только основную работу респондентов, но и дополнительную. Сколько же народа у нас подрабатывает?
Константин Лайкам: Здесь тоже очень интересные данные. Среднестатистическая цифра - 12 процентов. Но если смотреть этот показатель по отдельным категориям работников, то там различия очень серьезные. Скажем, 14 процентов мужчин в городе имеют вторую работу - это немало. Среди людей с послевузовским образованием дополнительную работу имеют уже 19 процентов, в том числе мужчины - 22. Мы предполагаем, что это, скорее всего, чтение лекций. Часто подрабатывают и люди с неполным высшим образованием - почти 21 процент.
А как дополнительная работа наступает на свободное время россиян?
Константин Лайкам: Каждый второй респондент, имеющий только одну работу, и 9 процентов тех, кто имеет две работы, регулярно трудятся в выходные и праздничные дни. Правда, только 2 процента занятых в экономике выполняют дополнительную работу во время очередного или дополнительного неоплачиваемого отпуска. И здесь тоже интересно посмотреть некоторые социальные группы. В период очередного оплачиваемого отпуска трудятся почти 10 процентов многодетных родителей, а среди матерей-одиночек - около 4 процентов.
Константин Эмильевич, в последние годы идет тенденция: люди получают профессиональное образование, а работу по специальности найти не могут. Но масштабы такого явления неизвестны. Ваше исследование отвечает на этот вопрос?
Константин Лайкам: Да. 87 процентов трудоспособного населения (в городе чуть больше, в селе меньше) имеют профессию, подтвержденную дипломом или другим документом. Это высокий показатель даже по европейским меркам. Вместе с тем у нас очень много людей работает не по специальности - почти 60 процентов.
Кто они? Какое у них образование?
Константин Лайкам: Здесь тоже прямая зависимость: чем ниже уровень образования, тем больше людей работает не по специальности. Провальные группы - имеющие основное общее (8-9 классов) и среднее общее образование. Там огромное несоответствие работы и специальности - 72 и 67 процента соответственно. В этих же группах самый низкий уровень переподготовки, переобучения.
И опять мы видим огромный разрыв между формальным и неформальным сектором экономики. В первом - полное соответствие работы и специальности - 45 процентов, во втором - только 27, причем хуже всего дела у тех, кто занят семейным делом. Там полученная профессия пригодилась только 12 процентам. Как ни странно, и у работодателей, и самозанятых тоже скромный процент соответствия.
Выходит, люди открывают бизнес, в котором ничего не смыслят? Или смыслят, но на уровне "народного университета"?
Константин Лайкам: Согласитесь, важно, что мы эту проблему высветили и измерили.
Кстати, у женщин чаще (42 процента), чем у мужчин (38) работа полностью соответствует полученной специальности. Однако мужчины, если их работа не соответствует специальности, чаще готовы переучиваться.
Насколько я понимаю, это было только первая работа из предстоящей вам в ближайшие годы большой программы подобных обследований.
Константин Лайкам: Предусмотрено регулярное проведение 12 новых крупных обследований различной тематики. Уверен, они, как публикуемые сегодня, дадут новые знания о разных сторонах жизни нашего народа, а следовательно, и пищу для размышлений властям, ученым, СМИ и обычным гражданам.
Я хотел бы поблагодарить россиян, которые откликнулись на нашу просьбу и приняли участие в этом большом опросе. Причем мы видели, что люди, подавляющее большинство, искренне отвечали на вопросы, не лукавили, и это особенно ценно.