13.08.2012 00:10
Культура

В Выборге открылся кинофестиваль "Окно в Европу"

Открылось "Окно в Европу" - кинофорум в Выборге
Текст:  Юрий Богомолов
Российская газета - Федеральный выпуск: №184 (5857)
Президент кинофестиваля "Окно в Европу" Армен Медведев рассказал корреспонденту "РГ" Юрию Богомолову, что увидят выборжане и их гости в рамках предстоящего киносмотра, какие их ждут юбилейные мероприятия.
Читать на сайте RG.RU

Армен Николаевич, не могу начать наш разговор, не поздравив с юбилеем вас и вашу команду. По меркам национального фестивального движения два десятка лет - возраст серьезный. Испытание временем едва ли не самое трудное из всех экзаменов, которые приходится держать не только человеку, но и его созданиям. Как вам и вашему детищу это удается?

Армен Медведев: Спасибо за поздравления. Стараемся по мере сил, у нас имеющихся, и возможностей, имеющихся у отечественной киноиндустрии. Тут же хотел бы вспомнить благодарным словом всех, кто стоял у истоков этого непростого киноначинания - Микаэла Таривердиева, Станислава Ростоцкого, Марлена Хуциева, Савву Кулиша. Им было особенно трудно. Киноиндустрия тогда оказалась в коме. Система кинопроката почила в бозе. Фестиваль нужен был хотя бы как надежда на выздоровление.

Но ведь и сегодня ситуация не многим лучше.

Армен Медведев: Сегодня ситуация качественно иная. Сегодня подросло новое поколение кинематографистов. Это уже больше чем надежда.

Только возможности индустрии, о которых вы обмолвились, судя по всему, не кажутся в этом сезоне слишком большими...

Армен Медведев: Ну, это про всякий сезон так можно говорить. Да и говорится. Это дежурная претензия. Каждому и всегда хочется больше того, что имеешь. И не только денег. Но, что правда, то правда, в этом году нам было не до жиру. Хотя как сказать. Было время, когда сколько индустрия производила картин, столько и значилось их в программе конкурса. Оно вроде и не такое далекое, а кажется, что давно осталось за горизонтом. Тогда, 20 лет назад, много говорилось о кризисе индустрии, об апатии зрителей, об упадке кинообразования, о катастрофе с прокатом, о растерянности мастеров перед рынком и т.д. Сейчас примерно те же разговоры. Но сколько ни раздавалось сетований на то, что отечественное кино дышит на ладан, что оно вот-вот умрет, оно, тем не менее, живо.

Критики уверяют почти в один голос, что оно не очень живое. Да и зрители своим отсутствием в залах намекают на то же самое.

Армен Медведев: Осталось узнать, кому сказать "спасибо", что оно... не живое? Но если без шуток, вердикты критиков надо делить, как водится, на два, на четыре, иногда - на шестнадцать. Природа падения зрительского интереса непроста. Здесь "виновато" множество факторов. Я не стану их перечислять. Это должно быть предметом отдельных исследований, темой так называемых "деловых игр", "круглых столов", чем отчасти мы и занимаемся на наших фестивалях. Будет разговор на эту тему и в Выборге. Вообще кинофестивали на то и существуют, чтобы почувствовать, насколько дело кино живо, прощупать его пульс, понять перспективы тех или иных его направлений, дать срез годового репертуара.

Конкурсная программа в этом году стала таким срезом?

Армен Медведев: Строго говоря, только отчасти. Но Киновыборг тем отличен, что он предлагает зрителям и гостям фестиваля большую внеконкурсную программу под названием "Выборгский счет", являющуюся тоже конкурсом, судьями которого становятся все участники нашего кинофорума. Это традиционная, если можно так сказать, "фишка" нашего фестиваля. И она важна, поскольку дает относительно объективную картину кинопроцесса.

А как вам самому программа главного конкурса? Насколько она качественна?

Армен Медведев: Позвольте уйти мне от прямого ответа на ваш вопрос. Было бы некорректно до начала фестиваля именно мне высказываться на сей счет. Все, что я могу сказать: она - зеркальна. Она - и не увеличительное стекло, и не кривое зеркало.

Тогда попробуем обозначить реперные точки основного конкурса.

Армен Медведев: Прежде всего (и это тоже традиция Выборга) мы даем сразу нескольким дебютантам заявить о себе. Это выпускница ВГИКа и ученица Сергея Соловьева Соня Карпунина с фильмом "Все просто", в котором она же играет главную роль. Тимур Шин - новое имя в нашем кино. Его фильм называется "6"; в основе лежит сценарий братьев Стругацких. Еще один обещающий дебютант - Владимир Панков. Он, если так можно выразиться, родом из театра. Его фильм "Доктор" снят по мотивам его же театральной работы "Dос.тор". Картина "Пять звезд" - тоже дебют. Его режиссер Вячеслав Яковлев немолод. Кинематографическое образование он получил в Штатах. У него за спиной опыт работы в качестве актера и продюсера. У режиссера картины "Разговор" Сергея Комарова, тоже немолодого человека, в активе работа в документальном кино. Есть еще один дебютант - Егор Баранов, выпускник ВГИКа, снявший фильм "Соловей-разбойник" по сценарию Ивана Охлобыстина, который и сыграл в картине главную роль.

А недебютанты в конкурсе есть?

Армен Медведев: Да. И для них нашлось место. Для нас была большая честь, что такой мастер, как Виталий Мельников, дал нам только что снятую им картину. Она называется "Поклонница". Это реальная история из жизни Чехова. В ней впечатляющий актерский ансамбль: Кирилл Пирогов, Светлана Иванова, Олег Табаков, Светлана Крючкова, Оксана Мысина. Кроме того, отдельного внимания заслуживают две картины. Это "Шопинг-тур" и "Энтропия". Первая снята Михаилом Брашинским, режиссером с очень причудливой творческой судьбой - был успешным кинокритиком. Его артхаусный фильм "Гололед" был замечен и у нас, и на Западе. Учился в Штатах. Там же и преподавал. Снял несколько документальных фильмов. Имя автора "Энтропии" Марии Саакян любителям кино тоже известно. Она была победительницей в конкурсе студенческих фильмов. Ее дебют в полнометражном игровом кино "Маяк" был отобран на Международный кинофестиваль в Роттердаме. Новая работа молодой кинематографистки может привлечь к себе внимание необычным жанром, который можно обозначить как "иронический апокалипсис", а может заинтересовать набором исполнителей - Гай Германика, Ксения Собчак, Евгений Цыганов и еще несколько молодых, не примелькавшихся в кино лиц.

Не знаю, как это будет смотреться на фестивальном экране, но афиша конкурса выглядит интригующей. А судьи - кто?

Армен Медведев: Афиша членов жюри игрового кино, думаю, выглядит еще более впечатляющей: режиссер и актер Сергей Пускепалис, актриса Ксения Раппопорт, режиссер Оксана Бычкова, киножурналист Михаил Клочков. Председатель жюри - Роман Балаян.

Согласен. Кастинг удачный. А что вы отобрали для "Выборгского счета"?

Армен Медведев: Самое интересное из того, что было произведено в этом году. Будут "Орда" Андрея Прошкина, "В тумане" Сергея Лозницы, "За Маркса" Светланы Басковой, "Жить" Василия Сигарева, "Я буду рядом" Павла Руминова. Также мы покажем новую картину Бориса Хлебникова "Пока ночь нас не разлучит". Ну и не могу не сказать о том, что в рамках фестиваля будут представлены еще две насыщенные конкурсные программы - документального и анимационного кино. Фильмом закрытия фестиваля станет картина Резо Гигинеишвили "Любовь с акцентом".

Ваш фестиваль еще славен празднованием юбилеев знаменательных картин. Какие фильмы будете юбилеить на нынешнем юбилейном "Окне"?

Армен Медведев: Своих ровесников - призеров первого Выборгского кинофестиваля - "Сны" Карена Шахназарова и "Макаров" Владимира Хотиненко.

Наше кино Северо-Запад