Сергей Лысенко был не просто руководителем, а знаковой фигурой для театра. В 1991 году он вместе с Евгением Колобовым и Натальей Попович стоял у истоков создания "Новой Оперы". С 1998 года становится исполнительным директором, а с 2003 года, после смерти Евгения Колобова, - директором театра. Хотя ни для кого не было секретом, что жизнь серьезно рассорила вдову Евгения Колобова Наталью Попович и Сергея Лысенко.
В "Новой Опере" чувствуется, что сейчас царит страх и неразбериха. Формально все выходят на работу только 21 августа. Департамент культуры обещает определиться с кандидатурой нового директора к середине сентября. Ныне Наталья Попович, оставаясь председателем художественно-творческой коллегии и главным хормейстером, назначена еще временно исполняющей обязанности директора театра. С апреля 2011 года сохраняет - во всяком случае пока - пост главного дирижера англичанин Ян Латам-Кёниг.
Из тех, кто лично знает Сергея Лысенко и работал с ним, "РГ" согласились сказать несколько слов двое. Ректор Академии хорового искусства имени В. С. Попова Николай Азаров: "Мне кажется, официальная версия отставки далека от реальности. Его непросто уволили, его жизни лишили. "Новая Опера" для него была делом и любовью всей жизни. И я прекрасно понимаю, кажущееся сегодня во многом эмоциональным его желание через суд доказать, что он - не вор и не растратчик. Он был не только хорошим хормейстером, но и, редкий случай, хозяйственником. Да, его почти все подчиненные боялись, как Александра Васильевича Свешникова, который был успешным ректором Московской консерватории рекордный срок - 26 лет! При Лысенко в театре везде и всегда были идеальная чистота и порядок".
В свою очередь ведущий солист театра баритон Василий Ладюк признался "РГ": "От этой новости я в шоке. Подобное увольнение - все равно что из швейцарского механизма вытащить важный винтик... К тому же мне очень неприятно, что это произошло в то время, когда весь коллектив в отпуске. Я отношусь к "Новой Опере" как к родному дому и, честно скажу, опасаюсь появления в театре человека, что называется, "со стороны", который даже не знает имени Колобова. Не обернулось бы происшедшее "культурным рейдерским захватом!"
Действительно, остается непонятным, что ждет театр в будущем. Если отбросить идею "перепрофилирования" завидной недвижимости в Саду "Эрмитаж", то возможно два сценария развития событий. Первый - "мягкий". Например, дочери Евгения Колобова - Марфе, которая давно работает в администрации театра, позволят занять директорское кресло, и, таким образом "НО" сохранит свою студийно-семейную природу. Второй вариант крайне болезненный. В рамках теперешней перестройки театрального дела в столице, а новые команды уже пришли и в Театр имени Ермоловой во главе с актером Олегом Меньшиковым, и в Театр имени Гоголя во главе с режиссером Кириллом Серебренниковым, "Новой Опере" тоже назначат "творческого лидера". Самые большие "оптимисты" утверждают, что таким человеком может и хочет стать молодой и амбициозный режиссер Василий Бархатов...
Наталья Попович, председатель художественно-творческой коллегии, и. о. директора театра "Новая опера":
В свете последних событий, произошедших в Московском театре Новая Опера им. Е.В. Колобова, связанных с отставкой директора театра Лысенко С.А., и вышедших в связи с этим публикаций в СМИ, по праву творческого руководителя театра считаю необходимым высказать свое мнение о сложившейся ситуации.
В русских традициях принято поддержать и пожалеть пострадавшего. Прошлые заслуги лауреата Государственной премии РФ, Заслуженного артиста России директора театра Лысенко Сергея Александровича никто не умаляет, но право быть настоящим директором необходимо подтверждать ежедневно. Госпремия - это великая ответственность, а не щит, за которым можно спрятаться.
Госпремия за создание театра Новая Опера присуждалась Колобову посмертно, а по правилам посмертного присуждения премии это было возможно только в составе группы из трех человек. Второй по рекомендации в списке была я, и я в свою очередь предложила включить Сергея Лысенко. Считаю эту премию исключительно колобовской. Если уж быть точными до конца, то при создании театра его исполнительным директором был Дмитрий Родионов, ныне генеральный директор Музея им. Бахрушина, и за период существования театра Лысенко являлся четвертым директором.
В 2003 году, после ухода из жизни Евгения Колобова, по моему предложению структура театра была изменена: должность худрука-директора, которую занимал Колобов, была упразднена, на должность директора театра я предложила кандидатуру Лысенко, а сама согласилась занять должность Председателя художественной коллегии, цель которой - консолидация всех творческих цехов театра для успешного осуществления дальнейшей деятельности, сохранения колобовских традиций и той неповторимой атмосферы, которая царила в театре до последнего времени. Новая структура театра была утверждена Распоряжением Правительства Москвы и подписана мэром Лужковым.
Восемь лет мы с Лысенко успешно работали в единой команде. Но возникший между нами конфликт был, к сожалению, неизбежен. Виной тому причина, о которой все знают, но не хотелось бы ее называть из уважения к былым заслугам этого человека.
В последние годы работать с директором становилось все сложнее и сложнее. Им были нарушены основные принципы управления: внутренние нормативные документы театра (Положение о коллегии, должностные инструкции и т.д.) находились в противоречии друг с другом; отсутствовала взаимосвязь директора с руководителями творческих подразделений (общаясь исключительно с низшим звеном, он намеренно игнорировал роль руководителей - высокопрофессиональных специалистов, фактически отстраняя их от управленческих функций, внося дисбаланс в общую работу театра). Директор противился новшествам, без которых немыслимо существование современного театра (стоило больших трудов убедить его внедрить онлайн продажу билетов, интернет-трансляции спектаклей), а многие интересные проекты состоялись в нашем театре каким-то чудесным образом, что называется, вопреки. В начале прошлого сезона директор не подписал новый состав художественной коллегии и объявил, что отныне единолично будет решать все вопросы театра, что противоречит уставу. Я как творческий руководитель театра была лишена всех полномочий, в результате многие проекты, предложенные мною, намеренно были сорваны, постановки опер "Пиковая дама" и "Трубадур" в прошлом сезоне так и не были осуществлены, в результате чего за сезон была выпущена всего одна премьера. Исходя из вышеперечисленного нетрудно понять, что многочисленные претензии Департамента культуры г. Москвы к организационной деятельности директора Лысенко С.А. были более чем обоснованы.
Никто не обвинял Лысенко в воровстве и растрате, что прозвучало в некоторых комментариях со страниц СМИ. В нашем театре работают высокопрофессиональные экономисты, и я точно знаю, что крупных финансовых нарушений в театре нет. Но такие понятия как: нерациональное расходование бюджетных средств, отсутствие экономии относятся к категории финансово-хозяйственной деятельности. Я считаю, что выпуск трех премьер в начале следующего сезона в авральном режиме, чтобы не сорвать госзаказ Департамента культуры, повлечет значительное увеличение расходов на срочное изготовление костюмов и декораций. Этого можно было избежать, если бы своевременно был поставлен спектакль "Трубадур". Вполне возможно, что одной из претензий Департамента к финансово-хозяйственной деятельности мог послужить и этот факт. Намерений перепрофилирования театра Новая Опера у Департамента культуры нет, более того Учредитель заинтересован в сохранении индивидуальности нашего театра, поддержке его развития и представлении театру достойной фигуры на пост директора.
Понимая, какую большую роль театр играл в жизни Сергея Александровича, ему было предложено продолжить свою творческую деятельность в театре в качестве хормейстера и дирижера, но он отказался.
Наш театр неоднократно проходил сложные этапы в своем развитии и преодолевал любые трудности, благодаря профессиональному и высоконравственному служению искусству, которому учил нас Евгений Колобов, завещая: "У Художника должно быть два главных качества: честное имя и талант. И если наличие таланта зависит от Бога, то за свое честное имя художник отвечает сам".