Заглянул в юбилейные "святцы" на 2012 год и ахнул! Этим летом мы прозевали 185-летие Константина Петровича Победоносцева, который родился 2 июня 1827 года. Полистал Интернет и обнаружил статьи об этом только на сайтах Президентской библиотеки им. Бориса Ельцина и Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей. Это, конечно, смехотворно мало.
Самое обидное не то, что юбилей не отметила власть. Куда более обидно, что его не отмечала Русская православная церковь, для которой Победоносцев сделал все-таки много, будучи не только обер-прокурором Святейшего Синода с 1880-го по 1905 год, но и человеком глубоко и искренне православным, сердцем понимающим проблемы церкви. Он вместе со своим другом С.А. Рачинским совершил настоящую реформу в начальном церковном образовании. За время его правления число церковно-приходских школ выросло почти до 50 000, и в них учились ежегодно до 2 млн детей. Между прочим, это было мощным образовательным фактом, потому что в церковно-приходские школы принимали из низших социальных слоев. Например, я хорошо помню свою прабабушку, простую деревенскую женщину, воспитанную до революции. Она была грамотной! А почему? А потому что закончила ЦПШ.
Все помнят строки Блока из поэмы "Возмездие": "Победоносцев над Россией / Простер совиные крыла..." Но мало кто задумывается, почему такой яркий образ породил чиновник, притом реакционный, а не Витте и не Столыпин например. Почему именно его Толстой вывел в "Воскресении" под именем Топорова? Да потому что Победоносцев был, как ни крути, самым художественно интересным чиновником XIX столетия. В этом плане его можно сравнить только с Ришелье, тоже своеобразно "воспетым" Александром Дюма.
Русский Ришелье? Пожалуй... Но Ришелье, как знает любой историк, был деятелем прогрессивным, а вовсе не таким, каким его изобразил Дюма. Он объединил Францию, раздираемую на части дворянством, при нем процветал театр, появилась первая во Франции еженедельная газета, которая так и называлась - La Gazette, откуда и пошел этот термин. В это издание Ришелье сам писал театральные рецензии.
Победоносцев же на десять лет задержал постановку пьесы Толстого "Власть тьмы", добившись эпиграммы от В. А. Гиляровского: "В России две напасти: / Внизу - власть тьмы, / А наверху - тьма власти". Может, поэтому мы сегодня стыдимся о нем вспоминать?
О Победоносцеве надо помнить всегда. Его тень всегда сопровождала и, вероятно, долго будет еще сопровождать российскую власть. С одной стороны, это тень... укоризненная. Победоносцев был очень порядочным и нравственным в личном отношении человеком. Невозможно себе представить, чтобы Победоносцев, например, брал взятки. Поэтому двух царей, которых он воспитал еще подростками, Александра III и Николая II, можно упрекнуть в чем угодно, но только не в аморальном поведении. Победоносцев был высокообразованным человеком. Это был в общем-то потерянный для России выдающийся гуманитарий. Он следил за всеми новейшими течениями русской и европейской мысли, читал все газеты, все новинки книгоиздания. Что, правда, не помешало ему держать Россию до 1905 года в жесточайших цензурных тисках. Победоносцев любил Россию - это чистая правда. По своим убеждениям он принадлежал к "славянофилам", дружил с Иваном Аксаковым, состоял в интересной переписке с дочерьми Ф. И. Тютчева Анной и Екатериной.
Но парадоксальным образом эта именно душевная любовь к России, ее народу и ее церкви подвела Победоносцева. Два главных принципа его правления были: "народ чует душой" и "так благоволит Бог". Именно это он постоянно внушал Александру III в служебных письмах, чего бы это ни касалось: казни народовольцев или запрещения постановки "Власти тьмы". Победоносцев, как пишет историк Ю. В. Готье, "до конца жизни Александра III, подсказывая императору те или иные мнения и планы и стремясь эти мнения и планы внедрить в его сознание, постоянно говорит о "народе", который думает именно так, как думает сам Победоносцев". Это касалось и Бога. "Бог" у Победоносцева тоже почему-то всегда "благоволил" и думал "именно так, как думает сам Победоносцев".
При этом было не ясно, почему именно он, сын профессора московского университета и бывший придворный учитель, знает, что "чует народ"? Почему не боевой офицер и помещик Лев Толстой или сын русского историка философ Владимир Соловьев, с которыми Константин Петрович сражался так, словно они-то и были главными врагами России? Наконец, почему именно ему было даровано свыше быть гласом Божьим?
В результате это привело к тому, что вся история России конца XIX - начала ХХ века приобрела какой-то странный фаталистический характер. В стране ничего нельзя "трогать", ничего нельзя менять! Ибо "так благоволит Бог" и так "чует народ". Никакие либеральные реформы невозможны, потому что "страшно"! Что скажет народ и что скажет Бог? Впрочем, это не помешало ему в 1881 году, пользуясь убийством Александра II, которого Победоносцев, кстати, не любил, сменить весь либеральный кабинет министров. Правда, странный какой-то был фатализм?
В результате Бог "благоволил" России сначала 1905, а потом 1917 годы. В этом промежутке Победоносцев, оскорбленный реформами, объявлением свободы слова и совести, ушел в отставку, и его растоптала свободная пресса, которой он двадцать пять лет пытался по-отечески управлять...
Она изрядно потешилась над больным стариком, сводя с ним былые счеты. Но он и не думал на эти нападки отвечать. Его не стало 23 марта 1907 года.