13.08.2012 21:25
Культура

"Измену" Серебренникова покажут на Венецианском кинофестивале

Российский фильм откроет конкурс в Венеции - хорошо это или плохо?
Текст:  Валерий Кичин
Юбилейный Венецианский фестиваль сообщил о порядке показов. Наш фильм стоит в программе первого конкурсного дня - хорошо это или плохо?
Читать на сайте RG.RU

Администрации фестивалей обычно утверждают, что все определяет жребий. Как говорится, позвольте не поверить. Слишком очевидна - почти всегда - тщательно продуманная драматургия конкурсов. Как в сборном концерте, программа чаще всего выстраивается "по нарастающей", от какого-нибудь новичка, который вряд ли привлечет внимание мировой прессы, к фигурам сенсационным, тем, от которых можно и нужно ждать сюрпризов.

Иногда свои сюрпризы фестиваль готовит и в связи с новичками - "темными лошадками". Он-то уже знает свою программу и предвкушает, как совершенное им открытие воспримут жюри и публика. Особенно если новичка "тянут" на призы. Опытные отборщики и люди из дирекции умело разбрасывают главные, с их точки зрения, картины по афише, закладывая в фестивальном сюжете "зоны разгона", томительные паузы для разочарований, нежданные взлеты, вершины и кульминации.

Единственный российский фильм в конкурсе - "Измена", снятый режиссером Кириллом Серебренниковым с зарубежными актерами в главных ролях. В нашей печати уже появились горделивые сообщения, что он открывает Венецианский фестиваль, но это не так. Почетная миссия открыть фестиваль доверена фильму Миры Наир "Фундаменталист поневоле" - именно его покажут на стартовой праздничной церемонии вечером 29 августа. Фильм же Серебренникова начнет конкурсную программу днем 30-го. И это резко меняет температуру связанных с ним ожиданий. Потому что хоть дирекции и ссылаются на коварные законы рулетки, но опытному глазу расположение фильмов в конкурсе говорит очень многое. За всю многолетнюю практику работы на крупнейших фестивалях я не припомню случая, когда первые два-три дня конкурсов приносили урожай призов. То ли ранние впечатления в ходе марафона у жюри оказываются вытесненными более поздними яркими событиями, то ли дирекции обдуманно ставят "для разгона" самых безнадежных, с их точки зрения, конкурсантов - подобно тому, повторяю, как сборные концерты всегда начинают выступлениями приличными, но далеко не звездными: климат вечера должен накаляться по мере продвижения к финалу.

Мировое кино