Руководители районов сетуют на сложные процедуры оформления документов при получении денег из фонда, краевая власть - на нерасторопность и безответственность самих глав. ФСР создан в Прикамье в 2008 году, чтобы помочь муниципалитетам реализовывать социальные и инфраструктурные проекты, требующие серьезных инвестиций. Но власти некоторых районов не спешат с освоением выделенных краем средств. В 2012 году процент освоения средств фонда снизился по сравнению с аналогичным периодом 2011-го: тогда муниципалитеты освоили 36,7 процента средств, то есть на 4,4 процента больше, чем сейчас. Правда, и утвержденный объем ФСР в первом полугодии 2012 года увеличился с 4,8 до 7,2 миллиарда. Такая ситуация порождает у представителей региональной исполнительной власти законный вопрос: нужен ли вообще ФСР при таком низком проценте освоения его средств?
Однако, по словам председателя Совета глав муниципальных образований края Александра Кузнецова, в регионе сложился "миф о неосвоении средств ФСР".
- В июне мы провели экспресс-опрос территорий края, который показал, что за исключением одного-двух районов средства ФСР осваиваются муниципалитетами полностью, - заявил Кузнецов на публичном отчете о деятельности Совета. - Причина появления неиспользованных средств очевидна: поступившие в фонд дополнительные доходы краевого бюджета становятся доступны только в третьем квартале.
К примеру, в Александровском районе сумма нераспределенного остатка на рубеж 2011-2012 годов составила 44 миллиона, из которых 37 миллионов - это дополнительно выделенные в 2011 году средства. Как уверены в министерстве территориального развития Пермского края, решить эту проблему можно, если руководители муниципального образования перераспределят выделенные средства ФСР с текущего года на следующий или в обратном порядке - со следующего года на нынешний. Такие территории заслужили от профильного министерства комплимент - "умеют по-хозяйски расходовать средства". Правда, у министерства и районов может быть разное отношение к таким тратам.
- В декабре 2011 года пермский минрегион уговорил меня вернуть деньги в фонд: чтобы не было неосвоенных средств ФСР, - комментирует ситуацию Николай Симаков, глава Чусовского района. - Эти деньги предназначались на строительство детского сада в Верхних Городках. В итоге мы выбивали их обратно в течение шести-восьми месяцев с начала года. Скоро снег пойдет...
Главы муниципальных районов края и депутаты земских собраний указывают именно на процедурные проволочки как на еще один сдерживающий фактор при освоении средств ФСР.
- Не нужно упрощать проблему и говорить, что в неосвоении средств ФСР виновата только процедура, - возразил главам и депутатам Дмитрий Самойлов, министр территориального развития края. - Я за месяц работы проехал 12 муниципальных образований и видел много объектов разного статуса - районного, регионального или федерального, - на которых неэффективно используются бюджетные средства. До сих пор в памяти Куединский район: почему газопровод там стоит в 2,5 раза дороже, чем в Чернушке? Задаю вопрос на месте - не отвечают. А происходит это потому, что из 3,8 километра газопровода 2,7 проложено методом наклонно-продольного бурения под асфальтовой дорогой.
Согласившись с озвученными претензиями (ссылаясь как всегда на неразумные федеральные законы), главы районов и представители земских собраний предложили механизмы упрощения взаимодействия территорий с ФСР. Председатель Земского собрания Лысьвенского района Виктор Комаренко напомнил, что восемь министерств, отвечающих сегодня за распределение средств ФСР, "занимаются не теми делами, анализируя каждую заявку от районов". Ведь в свое время все проекты строительства или реконструкций объектов в этих территориях уже были согласованы при утверждении районных программ социально-экономического развития. Глава Чусовского района Николай Симаков предложил включить программы развития районов в программу социально-экономического развития края – тогда, по его словам, не будет долгостроев.
Министр территориального развития края Дмитрий Самойлов отметил, что районам необходимы трехлетние планы инвестиционных затрат. Так же, по его словам, министерство территориального развития оценивает возможность стать единым центром ответственности при распределении средств ФСР. Такая схема может быть реализована с 2014 года.
- Это одна из приоритетных задач министерства, так же, как унификация заявок и сокращение сроков их рассмотрения, - говорит Дмитрий Самойлов. – Оцениваем возможность синхронизации бюджетов инвестиционных и бюджетов текущих. А для этого мы должны знать об инвестиционных программах муниципальных образований на три года вперед и оценивать все риски. Тогда расходование средств ФСР пойдет на автопилоте, и мы друг другу вопросов уже задавать не будем.