15.08.2012 00:47
Экономика

Для пригородных электричек разработают специальный закон

Для пригородных поездов разработают специальный закон
Текст:  Татьяна Шадрина
Российская газета - Федеральный выпуск: №186 (5859)
Пригородных электричек становится все меньше. За 7 лет их число уменьшилось на 20 процентов. У тех, что остались, "отстегнули" по вагону, сообщили "РГ" в РЖД.
Читать на сайте RG.RU

Этот вид транспорта для перевозчиков становится все более убыточным, вот они и стараются сократить расходы. Была надежда на поддержку из региональных бюджетов, но они тоже не потянули такие траты. Власти сейчас ищут возможность, как разрулить эту непростую ситуацию. Минэкономразвития уже подготовило концепцию развития пригородных перевозок по железной дороге и направило ее в правительство.

Министерство предлагает разработать и принять федеральный закон о регулярном пассажирском железнодорожном транспортном сообщении. И закрепить в нем источники субсидий на пригород из федерального бюджета, методику расчета экономически обоснованного уровня инвестиционной составляющей в тарифах на проезд, чтобы у перевозчика была возможность развивать пригород за счет собственных средств. Сейчас РЖД в год тратит на покупку новых электричек 11,6 миллиарда рублей. Для того, чтобы постоянно обновлять парк, предлагается закладывать инвестиционную составляющую в размере 20 процентов. Это позволит направлять на приобретение подвижного состава около 15 миллиардов рублей в год.

Еще один вариант, говорит начальник Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом РЖД Максим Шнейдер, получить гарантии регионов под льготный кредит для закупки вагонов. Но здесь многое зависит от руководителей территорий, ведь субъекты Федерации почти везде являются учредителями пригородных компаний. Можно также взять составы на баланс региона и сдать компании в безвозмездное пользование. Пока все электрички стоимостью в 75 миллиардов рублей числятся на балансе РЖД. В России есть практика и частных пригородных компаний. Они берут в аренду у РЖД подвижной состав "на попробовать", имеют отличные отношения с регионами, которые готовы их поддержать, а с учетом льготной инфраструктуры, за которую платит федеральный бюджет, получают прибыль на основном направлении. Правда, здесь есть одно "но". Пригородной компании с региональным участием, в таком случае достаются невыгодные маршруты. Но и здесь все зависит от позиции региона. Обсуждается и вариант передать вагоны сразу на баланс пригородным компаниям. Однако и здесь все не так просто. "Сейчас электрички сдаются в аренду ниже себестоимости, - пояснил Шнейдер, - при аренде возникает только НДС в 18 процентов. Но как только будет передано имущество на баланс пригородной компании, вагоны будут обходиться на 30-40 процентов дороже, поскольку придется платить налог на имущество и за амортизацию. К тому же парк изношен на 60 процентов, и компаниям самим придется покупать новые поезда. И станет их нагрузкой . Один состав, кстати, стоит 250 миллионов рублей".

Необходимо, говорят в РЖД, предусмотреть в концепции развития пригородного сообщения четкие правила по федеральным льготникам и студентам. За льготников госказна платит 3,7 миллиарда, но по факту они ездят на 5,7 миллиарда. В компании предлагают ввести оплату по факту. Что касается студентов, говорит Шнейдер, то минфин предлагает убрать федеральную составляющую. "Сейчас, - пояснил он, - льготный проезд на 5 процентов оплачивают региональные бюджеты, а остальное - федеральный. Убрав последнюю составляющую, все ляжет на регионы. А это два миллиарда рублей в год".

Общественный транспорт