15.08.2012 00:56
Экономика

Российские производители цемента вынуждены снижать объемы из-за цен импортеров

Российские производители цемента вынуждены снижать объемы из-за цен импортеров
Текст:  Ирина Поволоцкая
Российская газета - Экономика Юга России: №0 (5859)
В 2012 году резко выросли объемы ввозимого в Россию импортного цемента. Большая его часть пришлась на Ростовскую область и Краснодарский край. Чем вызвано такое увеличение и, самое главное, как это отразится на российских производителях цемента и потребителях этого востребованного стройматериала, обсуждали за круглым столом эксперты, а также представители компаний, работающих в отрасли.
Читать на сайте RG.RU

По данным Федеральной таможенной службы, в первом полугодии импорт цемента в РФ вырос почти на 142 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Чем спровоцирован этот ажиотажный рост?

Сергей Антоненко, управляющий Ростовским филиалом ЗАО "ЕВРОЦЕМЕНТ груп": Повышенный интерес к Ростовской области и Краснодарскому краю обусловлен в первую очередь тем, что здесь сосредоточены морские и речные порты. Производственные мощности портов одной только Ростовской области способны переваливать около 250 тысяч тонн цемента в месяц, Краснодарского края - в два раза больше.

В 2008 году произошел резкий скачок потребления цемента в России, и некоторые производители оказались не готовы к такому росту спроса. Да и железная дорога, на которую приходится основная доля перевозок этого стройматериала, не смогла оперативно справиться с выросшими объемами. Тогда-то зарубежные производители и начали прокладывать себе дорогу на российский рынок.

Сейчас в Турции довольно много заводов по производству цемента, и они достаточно хорошо оснащены. Технология сухого способа производства цемента позволяет им сокращать затраты на электроэнергию, как следствие, снижается себестоимость продукта. А чтобы не допустить перепроизводства, им нужно избавляться от излишков, сбывая их по демпинговым ценам.

Так, цена поступающего в Россию цемента колеблется от 30 до 40 долларов за тонну. В итоге разница между стоимостью российского и импортного цемента составляет сегодня около тысячи рублей за тонну. К сожалению, потребитель, особенно если речь идет о рознице, выбирает более дешевый стройматериал, зачастую не задумываясь о его качестве.

А какие проблемы с качеством импортного цемента?

Александр Козлов, начальник управления научно-исследовательских работ Ростовского государственного строительного университета: Цемент российских производителей рассчитан на использование при возведении долгосрочных объектов, с учетом морозостойкости, а также влажности воздуха в южном регионе. И у российских цементов есть необходимый резерв прочности, который так важен в условиях колебаний температур и влажности. У цемента, производимого в Турции и Иране, такого резерва нет.

Нужно учитывать еще и то, что практически весь импортный цемент при перевозке к нам морем не закрыт герметично, а значит, может вовсю взаимодействовать с влагой. А цемент плюс вода - это катастрофа.

Есть и другая проблема: складские площади, где хранят этот цемент. В портах они редко бывают обустроены должным образом. И сколько своей марочной прочности цемент теряет при такой транспортировке, неизвестно.

Николай Гуров, генеральный директор ЗАО "Южный научно-исследовательский институт строительных материалов": Добавлю, что для использования турецкого цемента, чтобы он действительно правильно работал, нужны не те технологии, по которым привыкли работать наши строители и которые отрабатывались годами.

Поэтому в наших условиях импортный цемент лучше всего использовать при отделочных работах. А там, где речь идет о капитальном строительстве, возведении промышленных объектов, стоит все же отдавать предпочтение отечественным маркам.

Раиса Трофименко, заместитель генерального директора ЗАО "Крупнопанельное домостроение": Соглашусь с предыдущим оратором. В наших климатических условиях, особенно при многоэтажном строительстве, на котором мы специализируемся, цемент российских заводов - лучший, а иногда и единственно правильный выбор.

Несколько лет подряд мы проводили отборочные пробы цемента от разных производителей, в том числе и зарубежных, отыскивая самый оптимальный вариант. Опытном путем выяснили, что при многоэтажном строительстве российский цемент подходит лучше всего. Да и подвозить его вагонами удобнее, учитывая потребляемые нами объемы.

Сергей Антоненко: Что касается качества импортного цемента, есть еще одна большая проблема: если вдруг у его потребителей возникли претензии, найти тех, кто готов за это ответить, очень сложно. Ведь, как правило, такой цемент идет через посредников, и не всегда добросовестных. Их роль сводится к тому, чтобы перенаправить претензию на завод. Но и это не дает потребителю никаких гарантий.

В Ростовскую область и Краснодарский край в первом полугодии ввезено около полумиллиона тонн импортного цемента

Отечественные же производители очень часто работают через торговые дома и официальных дилеров. Да и на заводах, входящих в холдинг "ЕВРОЦЕМЕНТ груп", есть специалисты, которые при необходимости всегда могут дать покупателям консультацию, где лучше использовать ту или иную марку цемента и какие соблюдать пропорции смесей.

На одном из заводов холдинга в Старом Осколе есть еще специальная мобильная бригада, которая готова выехать к потребителю в случае появления вопросов и помочь ему прямо на месте подобрать оптимальную технологию.

Кроме того, на каждом из заводов группы обязательно проводятся дни качества, когда каждый потребитель может приехать и посмотреть на технологию производства, задать любые вопросы об использовании нашего цемента.

Сейчас российские производители предлагают ввести обязательную сертификацию каждой партии ввозимого цемента. Это даст потребителям дополнительные гарантии?

Александр Козлов: Здесь очень четко должны работать таможня и правоохранительные органы. Ну и сами покупатели, конечно, должны быть более требовательными, если хотят получить на самом деле хороший стройматериал. Нужно не стесняться спрашивать паспорт качества, другие сопроводительные документы.

При необходимости можно получить консультацию в специализированных организациях либо строительных вузах. В Ростовском строительном университете есть лаборатория, которая готова выполнить необходимые исследования.

Сергей Антоненко: Два года назад холдинг запатентовал свой торговый знак, и это сразу существенно сократило долю подделок. Сегодня мы сами тщательно контролируем этот рынок. Импортный же цемент иногда идет с сопроводительными документами "для внутреннего использования", а иногда и вовсе без них.

В самом начале нашей беседы шла речь о том, что турецкие производители используют более экономичные технологии. Насколько активно российские заводы проводят модернизацию производства?

Магомед Абдурахманов, генеральный директор ЗАО "Кавказцемент": Мы уже не первый год проводим модернизацию наших мощностей. К примеру, в прошлом году запустили итальянскую линию упаковки "Вентоматик" производительностью 700 тысяч тонн. Планируется установка интенсификатора помола и линии бронефутеровки германского производства, что повысит производительность линии с 78 до 84,1 тысячи тонн в час. Все эти мероприятия позволяют нам ежегодно наращивать объемы производства. В 2011 году было выпущено 2,7 миллиона тонн цемента, в 2012 году планируем выйти на три миллиона.

Огромное внимание мы уделяем вопросам соблюдения современных экологических требований. На внедрение "чистых" технологий также ежегодно идут инвестиции.

Более того, администрация "Кавказцемента" сейчас осуществляет общее руководство реализацией проекта холдинга "ЕВРОЦЕМЕНТ груп" - строительства инновационного завода, мощность которого составит 1,3 миллиона тонн цемента в год на первом этапе и 2,6 миллиона тонн после окончания второй очереди строительства в 2015 году. Общий объем инвестиций в это предприятие - почти 30 миллиардов рублей.

Причем работать завод будет как раз по тому самому сухому способу, позволяющему сэкономить на потреблении электроэнергии. А значит, и себестоимость цемента на новом заводе будет существенно ниже.

Готовы ли российские производители самостоятельно закрыть существующую сегодня потребность в цементе?

Сергей Антоненко: Да, безусловно. Несмотря на то что потребность в цементе растет и на юге России, где через несколько лет будет проходить Олимпиада, это особенно актуально, мы готовы дать тот объем, который сегодня востребован.

Но дело в том, что сейчас в Ростовскую область и Краснодарский край ввезено более 200 тысяч тонн цемента. И из-за демпинговых цен зарубежных производителей наш цемент оказался менее востребован. В итоге в сезон, когда спрос на стройматериалы особенно велик, некоторые заводы просто не успевают реализовывать свою продукцию.


По мнению участников круглого стола, там, где речь идет о капитальном строительстве, возведении промышленных объектов, предпочтение стоит отдавать отечественным маркам цемента. Фото: Тагир Раджавов

Магомед Абдурахманов: Я могу говорить только о предприятиях, входящих в холдинг. Так вот, после модернизации на "Кавказцементе" и окончании строительства нового завода в Ставропольском крае мы будем производить в общей сложности почти 5,6 миллиона тонн цемента в год. Нельзя сбрасывать со счетов и более мелких производителей. В целом они добавляют еще около 1,3-2 миллионов тонн цемента. Это почти полностью закроет потребность в цементе в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах.

К слову, за семь месяцев текущего года "Кавказцемент" уже произвел и отгрузил 1,3 миллиона тонн цемента.

В целом по России за последние несколько лет было инициировано шесть инвестиционных проектов строительства и модернизации цементных заводов. Сейчас все они находятся на стадии реализации. Их совокупные производственные мощности - около десяти миллионов тонн.

В то же время в докризисные 2007-2008 годы речь шла о 73 проектах мощностью более 100 миллионов тонн цемента в год. Этого как раз хватило бы, чтобы закрыть растущие потребности в цементе. Так как по расчетам, обозначенным в стратегии развития промышленности строительных материалов, разработанной Министерством регионального развития РФ, рост потребления цемента к 2015 году должен составить около 70 миллионов тонн, а к 2020 году - те самые 100 миллионов.

Какие меры могут изменить соотношение доли импортного и российского цемента на сегодняшнем рынке?

Магомед Абдурахманов: Подход нужен комплексный. Союз производителей цемента в России готовит свои предложения по этому вопросу. Скажу только о некоторых из них.

К примеру, что касается модернизации производства. Из-за снижения спроса и уменьшения прибыли какие-то программы у нас пойдут чуть медленнее, чем хотелось бы.

Вместе с тем есть пример Белоруссии, где производители цемента при модернизации получают субсидии процентов по кредитам. Также они могут реструктуризировать погашение просроченных кредитов за счет республиканского бюджета.

Если аналогичный механизм применить у нас, это станет реальной и действенной поддержкой отрасли.

Здесь уже было сказано об обязательной сертификации продукции. Это тоже является своеобразным фильтром для ввозимого цемента и неким гарантом для его потребителей.

Мнение

Михаил Киселев, исполнительный директор некоммерческой организации "Союз производителей цемента России":

- Сегодня со стороны турецких производителей цемента проводится целенаправленная демпинговая политика продвижения своей продукции на рынок Российской Федерации.

Подобные действия турецких и иранских цементных компаний не позволяют выполнить намеченную программу модернизации цементной промышленности РФ.

В связи с этим "Союзцемент" предлагает государственным органам принять ряд мер, направленных на защиту интересов отечественной цементной промышленности.

Например, при содействии Министерства промышленности и торговли РФ необходимо внести цемент в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза (ТС), с выдачей единого документа, утвержденного решением комиссии ТС от 07.04.2011 года N 620, на каждую партию импортного цемента, пересекающую границу ТС.

Мы предлагаем также внести цемент в установленный правительством РФ Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и зафиксировать перечень специализированных организаций, осуществляющих такую сертификацию. Этим компаниям должна также оказываться научная и техническая поддержка с целью повышения качества экспертизы.

Еще одно необходимое мероприятие - антидемпинговое расследование в рамках соглашений ЕврАзЭС при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ. Для этого, прежде всего, необходимо обратиться в департамент защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии.

Ну и наконец, еще одно направление, на которое стоит обратить внимание: нужны специальные меры поддержки отечественных производителей цемента, сходные с мерами поддержки производителей в Белоруссии (сниженные процентные ставки по кредитам, выдача государственных субсидий). В этом случае производители на территории единого пространства Таможенного союза будут в равных конкурентных условиях.

Крупные компании Инфраструктура Ростовская область Краснодарский край Юг России Кубань. Северный Кавказ