16.08.2012 13:50
Экономика

Жильцам воронежского дома пришлось "выцарапывать" документы на капремонт

С чем остаются жильцы спустя пару лет после капремонта
Текст:  Татьяна Ткачёва (Воронеж)
Российская газета - Неделя - Центральная Россия: №188 (5861)
В надежде увидеть свой дом обновленным жители готовы месяцами терпеть шум и пыль, прощать строителям огрехи и срыв сроков, а управляющей компании - то, что она не заставляет подрядчика выкладываться на все сто.
Читать на сайте RG.RU

Но, когда эпопея с капремонтом заканчивается, люди рассчитывают на спокойствие и комфорт. Не на то, что штукатурка начнет отваливаться, трубы - течь, а управдомы - делать вид, что проблем нет.

О ремонте дома N 20 на улице Переверткина в Воронеже "РГ" рассказывала в начале 2011 года: на тот момент сознательные жильцы отказывались подписывать акты приемки, поскольку работы выполнялись с нарушениями. "Бумажный" вопрос в итоге утрясли, поставив подрядчику "тройку". Недоделки, по мнению активистов, остались.

Дали течь

Старший по дому Виктор Брусинец, с возмущением показав нам небрежно выкрашенный фасад и кривую полосу асфальта у фундамента (отмостку), нырнул в подвал. Пошатал то одну, то другую трубу: не закреплены как следует. В 2009-2010 годах тут, помимо кровли и фасада, ремонтировали водопровод, канализацию и систему отопления. Кое-где оставили старые металлические трубы, к ним подвесили в самодельных петлях новые - пластиковые.

- За изоляцию пришлось побороться, - рассказал Виктор Иванович. - Вот тут трубы были приделаны с контруклоном - то есть сточные воды текли с затруднением. Сколько я воевал, чтобы их хотя бы проволокой привязали! Счетчики тепла общедомовые, аж по два поставлены, - думаете, работают? Нет. После ремонта обещали опломбировать. "Забылось". Кстати, в подъезде нет прибора учета электроэнергии, не работает датчик, по которому должен включаться свет. И щиток - на три дома - в ужасном состоянии. А тут кабель протянут вдоль влажной от конденсата трубы...

За шиворот капнуло раз, другой. Для полноты картины Виктор Иванович сколупнул с потолка кусок бетона - материал легко отслоился от ржавой арматуры. Ткнул пальцем в другом месте - на пол с шорохом полетела белая пенопластовая крошка, которой, по всей видимости, была заделана дыра в капитальном перекрытии.

- Сейчас в первый подъезд попадем, - сообщил Брусинец. - Что самое главное - управляющая компания не хочет это замечать! Сколько времени прошло после окончания "ремонта", сколько мы жалоб написали - без толку. Приходили ребята из МУРЭПа, помазали краской ржавую трубу полчасика и ушли. Там, если по-честному делать, работы на целый день! А такие факты, как разрушение потолочной плиты, и фиксировать никто не хочет, мол, "у вас тут тепло и сухо - жить можно!". Вот так же и к участию в программе капремонта нас поначалу не пускали, уверяя, что мы якобы от него уже отказались, а дом в хорошем состоянии. Ему полвека скоро, основательных работ не проводили лет 20. И когда в 2009-м мы все-таки провели общее собрание и проголосовали за капремонт, УК Железнодорожного района составила смету без обследования дома. Копии дефектных ведомостей и смет мы буквально "выцарапывали", но вместо них нам показали какие-то бумаги без опознавательных знаков. За два года на капремонт нашего дома ушло семь миллионов рублей - и половину работ, по моим прикидкам, надо переделать!

Гарантийный срок на последние по времени ремонты - три года. Полтора прошло.

"Липа" под лупой

Акты приемки работ попали к жильцам спустя полгода. Изучив документы, Брусинец несколько месяцев забрасывал УК обычными претензиями, потом решил привлечь независимую строительно-техническую экспертизу. Исследовались только работы, проведенные в 2010-м: на фасаде и системе канализации. Эксперт заключил, что ремонт был "косметическим" и делался "для освоения денежных средств, выделенных из бюджета, наиболее простым способом": силами неквалифицированных рабочих и с плохим качеством.

Практически все операции, по мнению специалиста ООО "Воронежский центр экспертизы", требуется выполнить заново. Обработать, не экономя герметик, межпанельные швы. Зашпатлевать шероховатости на фасаде, где уже поползли трещины, и окрасить как следует, без пятен и брызг. Укрепить арматуру в балконных плитах. Сделать отмостку по СНиПу, зафиксировать трубы канализации в подвале...

Эксперт отметил также, что ремонтные работы "не оценивались и не принимались рабочей комиссией" и не соответствуют тому, что объективно надо было предпринять. Осмотрев подвал, специалист рекомендовал срочно разработать проектное решение, чтобы восстановить несущую способность перекрытий. В подъездах заметил негодные окна и готовые разрушиться стеновые панели - кровля протекает, стены промерзают...

Напоследок в акте экспертизы сопоставлена стоимость "капремонта" по локальным сметам и по актам приемки. В случае с фасадом ценность работ к моменту их завершения выросла на 45 процентов (это более 700 тысяч рублей). По расчету специалиста, при ремонте фасада и балконов более трети средств ушло на оплату некачественных услуг. При обновлении канализации стоимость работ, выполненных с нарушениями, составила почти половину расходов.

- Разве это не мошенничество, когда фирма берет деньги и на них делает халтуру, а потом не хочет ничего исправлять? Но прокурор состава преступления тут не нашел. В соседнем доме жильцы судились с тем же подрядчиком, который работал у нас, - с ООО "Электрозаппром". Там из-за ошибок при капремонте залило кипятком несколько квартир. И на процессе доказали, что фирма просто не должна была получать такой заказ - у них нет своей производственной базы! - подчеркнул Виктор Брусинец (в УК дали понять, что их вины в этом нет, поскольку подрядчик прошел городской конкурс). - Последний раз письменную претензию, уже на основе экспертного заключения, мы направили в свою УК в марте. Ответа не последовало.

Лучшее - враг хорошего?

В УК Железнодорожного района сообщили, что технический надзор при капремонте в доме N 20 на улице Переверткина совместно с управляющей компанией проводил муниципальный "ГорДЕЗ ЖКХ".

"После выполнения ремонтных работ акты выполненных работ были подписаны всеми членами комиссии, кроме представителей собственников помещений дома. Старший по дому Брусинец В. И. отказался от подписи, так как у него и отдельных жителей дома имелись замечания к выполненным ремонтным работам, - отметили в УК. - После устранения недочетов старший по дому и член инициативной группы Корчагин Б. А. подписали акт выполненных работ без замечаний. Однако в августе 2011 года Брусинец В. И. обратился с новыми требованиями по качеству проведения работ"...

Виктор Иванович заявил, что его подпись в акте - не подлинная. За последние годы по жалобам жителей дома было проведено 15 проверок комиссий всех уровней (прокуратура, управления жилищно-коммунального хозяйства города и области и многие другие). Брусинец, к слову, утверждает, что некоторые предписания этих комиссий так и не были выполнены.

"В ходе плановой проверки Контрольно-счетной палаты РФ в июне 2012 года были выявлены недостатки в проведении капремонта на 317 тысяч рублей: специалисты КСП посчитали, что кровельный материал должен был быть дешевле, хотя все отчетные документы были согласованы с МКУ "ГорДЕЗ ЖКХ" и подтверждают сумму, потраченную по смете на капремонт кровли", - добавили в УК. Компания указала также, что на те самые 317 тысяч рублей "может предложить собственникам заменить окна в подъездах, поскольку все остальные работы капитального характера в доме были выполнены в полном объеме".

В УК Железнодорожного района считают, что недочеты при проведении капремонтов по программе Фонда содействия реформированию ЖКХ были единичны, а споры с подрядчиками по этому поводу в большинстве случаев "решаются мирно, в досудебном порядке".

"Мирной" ситуацией вокруг дома N 20 заинтересовались силовики, назначив свою экспертизу.

Прямая речь

Ольга Фролова, председатель Общественного совета по вопросам развития ЖКХ при главе Воронежа:

- Ситуация, когда после завершения капремонта вскрываются многочисленные недоделки, для Воронежа типична. Я и сама живу в доме, где работы были проведены кое-как. Впрочем, надо иметь в виду, что в городе есть УК, у которых условия еще хуже. Например, в новых домах застройщики образуют свои управляющие организации и устанавливают гигантский тариф на содержание и текущий ремонт жилья.

Что посоветовать людям, которые хотят заставить УК и подрядчика устранить недостатки капремонта по гарантии? Пишите в компанию претензии. Если удовлетворительного ответа нет, ищите хорошего юриста и идите в суд... По отдельным вопросам консультацию можно получить у нас в Общественном совете, но полноценное юридическое сопровождение мы не обеспечим.

Думать о качестве капремонта жильцы должны тогда, когда он еще не начат. Вы приняли решение о софинансировании капремонта на общем собрании собственников? Все листы протокола оформили как положено? Оставили подлинник себе во избежание махинаций? Потом наблюдали за тем, что и как ремонтируют, направляли претензии в УК и жилищную инспекцию? Отказывались подписывать акты приемки в эксплуатацию? Если управляющая организация не отвечает на ваши жалобы, не предоставляет информацию - жалуйтесь в жилищную инспекцию. Она, конечно, наступательную позицию никогда не занимает. Но контроль над УК - в ее полномочиях. А если вы недовольны тем, как этот контроль осуществляется, - пишите, пожалуйста, губернатору.

Важно также уметь грамотно предъявлять свои требования. Увы, активисты часто пользуются тем багажом знаний о законодательстве, который у них сложился стихийно. Например, часто говорят: "старший по дому". Это неофициальный статус. В Жилищном кодексе (статья 161.1) есть понятие "Совет дома". Членов Совета и его главу избирают на общем собрании, с протоколом. Тогда эти люди уполномочены требовать чего-то от имени жильцов, ходить в суды.

Мы бесплатно обучаем активных граждан и председателей ТСЖ. Группы набираются в течение года. И когда в доме появляется грамотный лидер и достаточное количество жильцов, которые хотят жить хорошо, у них есть шансы на успех. Мы знаем случаи, когда от нерадивых УК люди уходили в ТСЖ или создавали свои товарищества, выигрывали процессы против своих управляющих организаций. В суды там ходил не один "воин", а человек 50-60, готовых его поддержать.

ЖКХ Воронеж Центральная Россия