Масштабная спецоперация силовиков, в ходе которой был задержан Алексей Новиченко и еще более десятка предполагаемых членов религиозно-экстремистской организации "Новосибирский Джаммат", прошла в Новосибирске накануне президентских выборов - третьего марта нынешнего года. Сразу после спецоперации Национальный антитеррористический комитет сообщил СМИ: задержанные исповедовали ваххабизм и занимались финансированием незаконных вооруженных формирований на Северном Кавказе, добывая деньги вооруженными налетами на территории Новосибирской области. В данный момент расследование уголовного дела продолжается, сроки содержания обвиняемых под стражей продлены до ноября. В СИЗО находятся девять обвиняемых по делу, в том числе - 26-летний Алексей Новиченко. Именно он обратился в военно-следственный отдел по Новосибирскому гарнизону: Алексей Новиченко утверждает, что сотрудники ФСБ избили его при задержании.
"Третьего марта я был в гостях у своего знакомого Амида Нагиева, - рассказал следователю Алексей Новиченко. - Около шести утра проснулся от грохота и звуков бьющегося стекла. Подумал, что это налет грабителей, поднялся, побежал в мансарду и вылез на крышу дома. Почти сразу услышал громкий голос снизу: спускайся. Я стал спускаться по приставной лестнице. Внизу человек в темной форме и маске на лице схватил меня и заломил руку. Этот человек завел меня в дом. Никакого сопротивления я не оказывал, так как в доме было много сотрудников правоохранительных органов с оружием, в том числе с автоматами. Меня уложили на пол лицом вниз. Почти сразу меня стали пинать ногами несколько сотрудников. Удары наносили по ногам, по спине, по голове. Позже в одном из кабинетов Управления ФСБ по Новосибирской области сотрудник также нанес мне несколько ударов по лицу и телу, угрожая расправой в случае отказа от дачи показаний. Под воздействием данных угроз я в другом кабинете под видеозапись дал показания следователю".
Как сообщила "РГ" адвокат Ольга Диулина, при медицинском освидетельствовании у Новиченко были зафиксированы следующие травмы: ушибы мягких тканей головы, левого голеностопного сустава, гематома грудного отдела позвоночника. По ее словам, ссадины на лице Новиченко видны на видеозаписи его допроса.
Заявление Новиченко о том, что сотрудники ФСБ превысили должностные полномочия, избив его при задержании, поступило в военно-следственный отдел по Новосибирскому гарнизону пятого июня. А 14 июня заместитель руководителя отдела Дмитрий Хайко вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по заявлению Новиченко. В постановлении указано: "Обнаруженные у Новиченко телесные повреждения могли образоваться как от правомерных действий сотрудников УФСБ, так и от его собственных действий при попытке уклониться от задержания".
Адвокат Ольга Диулина обжаловала это постановление в суде, так как оно носит "вероятностно-предположительный характер". При проверке так и не было установлено, как именно получил Новиченко зафиксированные медиками травмы. Не были допрошены очевидцы задержания. И до сих пор не выяснено, кто конкретно из сотрудников УФСБ задерживал Новиченко, хотя он утверждает, что он может их опознать.
Сегодня жалобу адвоката рассматривал Новосибирский гарнизонный суд. И только на заседании суда выяснилось, что военная прокуратура еще 25 июня отменила постановление Дмитрия Хайко как незаконное и указала следователям на явные недоработки. По мнению прокуратуры, при проведении дополнительной проверки военно-следственный отдел должен установить лиц, которые задерживали Новиченко; внимательно исследовать видеозапись допроса, так как на кадрах видны ссадины на лбу и губах задержанного. Наконец, необходимо повторно опросить Алексея Новиченко, а также очевидцев задержания, в том числе предполагаемых участников "банды ваххабитов" Расима Нагиева и Дмитрия Кекселя.
О том, что постановление об отказе в возбуждении уголовного дела против сотрудников УФСБ отменено, адвокат Ольга Диулина узнала только в суде. По ее словам, не знает об этом и ее подзащитный. Была ли проведена дополнительная проверка, были ли выполнены требования прокуратуры и к каким выводам пришли следователи, пока неизвестно - Дмитрий Хайко находится в отпуске, а попытки корреспондента "РГ" связаться с руководителем военно-следственного отдела Владимиром Казачиной успехом не увенчались. Однако, как заявила "РГ" Ольга Диулина, Алексея Новиченко никто повторно не опрашивал. Кроме того, по словам адвоката Андрея Власова (он защищает Дмитрия Кекселя), следователи не общались по этому поводу и с его подзащитным.