Пока трудно сказать, насколько эффективны будут первые шаги - как минимум потому, что успех во многом зависит от самих реабилитируемых, от их желания и силы воли. Действенные методы мотивации людей к выздоровлению в России уже существуют. Вопрос в том, будет ли новорожденная свердловская система востребована.
- Раньше здесь были школа, детский дом, потом заброшенный быткомбинат. Чтобы восcтановить здание, потребовалось 25 миллионов рублей и меньше года времени, - рассказывает об аккуратном двухэтажном доме Иван Граматик, управляющий Северным управленческим округом, куда входит Карпинск.
Именно здесь открывается первый в области государственный центр реабилитации наркозависимых. Он может принять одновременно двадцать пять пациентов.
Иван Граматик уточняет: "сверху" пришло распоряжение подобрать на севере территорию для такого центра. Выбрали эту, потому что рядом реконструируемый храм: ожидается, что реабилитируемые смогут помогать церкви, а она - им.
Мэр Карпинска Сергей Бидонько отмечает, что работа в церкви - это начало. Соседнее помещение тоже планируют отдать лечебному учреждению, чтобы организовать швейное и деревообрабатывающее производство: на нем будут трудиться здешние обитатели - те, кто уже прошел лечение и курс детоксикации в наркологических клиниках, а потом по собственной воле захотел окончательно избавиться от наркотиков.
Свободны под подписку
Пока что у центра есть уведомление о получении лицензии, пять четырехместных палат, одна двух- и одна трехместная, спортивный зал и 34 человека в штатном расписании: один заведующий, один врач, пять палатных медсестер, одна санитарка, психологи, социальные работники и один сторож-охранник, чтобы на территорию центра не проникали посторонние. Для тех, кто лечится, ограничений по передвижению не предусмотрено - ни в центре, ни по улице. На дверных ручках палат - обычные полудекоративные замки, на окнах - никаких решеток. Правда, домой пациентов отпускать не планируется.
- При поступлении больной подпишет документ, где обозначены все пункты нарушения режима, в том числе и употребление наркотиков, - рассказывает Александр Гажа, главврач городской психиатрической больницы №10, на базе которой организован центр. - Мы будем периодически проводить тестирования в биологических средах, да и сами наркологи заметят неладное. Если это произойдет - до свидания.
Многие склонны относиться к такому подходу к реабилитации скептически. Нижнетагильский борец с наркотиками и фигурант скандального процесса о незаконном лишении свободы наркозависимых Егор Бычков считает, что планы центра в теперешнем виде похожи на сказку:
- Во-первых, сюда добровольно никто не пойдет. По статистике, 95 процентов пациентов не могут выдержать даже сроки лечения в наркологической клинике. Во-вторых, главное для реабилитации - изоляция от наркотиков, а она здесь не предусмотрена. Ограничение выхода на улицу нужно не для того, чтобы реабилитанты не сбежали, - чтобы снова не начали колоться! Если его введут, центр будет работать.
По словам главы областного минздрава Аркадия Белявского, затраты на полугодовое содержание нового учреждения составят 4,5 миллиона рублей - уже с зарплатами и налогами. На 2013 год запланировано 11 миллионов 131 тысяча рублей, и эти суммы, считает министр, обоснованны.
- Я видел, как аналогичная система работает в других местах. Почему мы должны пессимистично смотреть в будущее? Если бы доктора были пессимистами, представляете, что было бы с нашей медициной? - говорит Белявский и подчеркивает, что методики реабилитации, закрепленные письмами федерального минздрава, уже существуют, а сейчас в регионе появится центр, где их применят. Есть и интересный международный и российский опыт. Причем за отечественным далеко ходить не надо - к примеру, Ханты-Мансий- ский автономный округ.
Реабилитация вместо колонии
Реабилитация в ХМАО и похожа, и не похожа на то, что планируют на Среднем Урале. В работающий вот уже 10 лет центр в поселке Лемпино люди попадают тоже добровольно, и пациент так же имеет право в любой момент написать заявление о прекращении курса. Однако во время его прохождения выйти за территорию центра можно только с письменного разрешения врача. В других местах аналогичная система. Вообще опыт ХМАО очень показателен - здесь восстановительные программы ведут целых шесть государственных организаций, в которых располагается 550 "наркологических коек" (этот показатель превышает федеральный уровень в два раза). В округе разработан региональный стандарт реабилитации, включающий порядка 60 видов различных услуг. Кроме того, сегодня здесь отрабатывают способы избавления от наркомании тех, кто совершил преступления небольшой и средней тяжести. Югорский эксперимент показывает: подтолкнуть наркозависимого к необходимости лечения и сделать это в рамках закона сложно, но возможно. Главное - чтобы разные социальные институты, от следствия до суда и медицинских учреждений, научились слаженно работать для этой цели.
- В сентябре 2011 года прошло заседание антинаркотической комиссии при губернаторе округа, и в протоколе этого заседания правоохранительным органам - УФСКН РФ по контролю за оборотом наркотиков по ХМАО - Югре, УМВД РФ по ХМАО - Югре - было рекомендовано на стадии уголовного расследования инициировать проведение в отношении подследственных наркологического освидетельствования для установления диагноза и назначения лечения. Следом, в ноябре, между югорским департаментом здравоохранения и департаментом социального развития, которым подведомственны реабилитационные организации, а также региональным УФСИН было заключено соглашение о взаимодействии по обмену информацией в вопросах лечения и реабилитации условно осужденных наркозависимых, - рассказывает Полина Радчук, старший специалист отдела организационно-правового обеспечения деятельности судов управления судебного департамента в Югре. - А мы сформировали перечень учреждений, реализующих программы медико-социальной реабилитации наркозависимых, и предоставили эту информацию судам округа.
Стоит отметить, что примеров неудачной реабилитации осужденных с последующей заменой условного наказания реальным в югорской практике не было - отчасти из-за того, что механизм находится пока в стадии отработки, а отчасти потому, что сами осужденные считают замещение колонии реабилитацией большой удачей. По данным департамента здравоохранения, доля наркозависимых, успешно прошедших курс восстановления, в ХМАО составляет 43 процента.
Каждый случай - особый
Активные действия свердловчан по организации работы центра в Карпинске и планы по созданию еще одного, в Екатеринбурге на Широкой речке, совпали по времени с конфликтом между свердловскими правоохранителями и реабилитационными центрами фонда "Город без наркотиков". Замгенпрокурора по УрФО Юрий Пономарев даже отмечал в своем обращении к губернатору области, что действующие центры, которые работают под эгидой общественных структур, не способны обеспечить безопасность жизни и здоровья пребывающих там граждан из-за отсутствия должного контроля, постоянного наблюдения врачей и других специалистов и необходима государственная система реабилитации. Само создание подобных центров предусмотрено достаточно давно - в 2010 году, планом мероприятий по реализации стратегии государственной антинаркотической политики до 2020 года. Органы исполнительной власти всех регионов РФ в 2012 году как раз должны сформировать программу организации реабилитационных центров на базе действующих наркологических и психиатрических диспансеров. В идеале в них должно быть продумано все - от передовых технологий до механизмов общения с родными. Но пока инициаторы свердловского проекта осознают: большей частью придется нарабатывать свой опыт. Ожидается, что каждый больной будет проходить персональный курс реабилитации, с индивидуальными сроками и сеансами терапии.
Плановая мощность карпинского центра - 50-70 человек в год: реабилитация - процесс длительный. На этой неделе началась работа с пациентом. Правда, пока он один: как уточнил замглавврача психиатрической больницы Владимир Дубровин, здесь не собираются брать случайных людей с риском впустую потратить силы и средства. Центр постепенно наполнится, но практика показала: чтобы найти тех, кто серьезно настроен на выздоровление, тоже нужно потрудиться.
Буква закона
Как известно, принудительное лечение от наркомании было отменено в 2003 году, однако Уголовный кодекс РФ позволяет суду при наличии достаточных оснований возлагать на осужденного дополнительные обязанности - в частности, пройти курс избавления от наркомании. Достаточным основанием для этого становится заключение наркологической экспертизы, которая подтверждает необходимость лечения и то, что оно человеку не противопоказано. Но в подавляющем большинстве на стадии предварительного следствия такая экспертиза не проводится: в Уголовно-процессуальном кодексе ее необходимость не закреплена, но и не запрещена. И шанс подтолкнуть человека полностью излечиться от наркозависимости ускользает. Кроме того, в врачебном заключении после краткосрочного курса, снимающего интоксикацию, тоже может быть указана необходимость прохождения курса реабилитации, избавляющего человека от психологической зависимости от наркотиков. Так что судья вместо реального срока может назначить условный, но при этом оговорить, что условием для такого наказания как раз и будет прохождение лечения и реабилитации. Если осужденный не справится с задачей, приговор теряет силу.