Вчера Юрин представил ее коллективу, отрекомендовав коллегу, как "высочайшего профессионала своего дела". Первое интервью в новой должности Наталья Стадченко дала "Российской газете".
Наталья Николаевна, насколько известно, вы вчера утром прибыли в Москву, а о своем назначении узнали накануне из СМИ?
Наталья Стадченко: Это действительно так, хотя я, безусловно, знала, что моя кандидатура рекомендована главой края и министерством здравоохранения. Думаю, были и другие претенденты на этот пост, поэтому свое назначение расцениваю, как оказанное доверие всей Кубани.
Помнится, в советские времена выходцы с Кубани часто занимали высокие должности в Москве, но потом эта традиция как-то оборвалась. Теперь вы ее, можно сказать, возрождаете. Это оценка деловых качеств руководителя, либо результатов работы возглавляемой им структуры?
Наталья Стадченко: А это ведь взаимосвязано. На недавней встрече с губернатором Александром Ткачевым мы как раз об этом говорили. Глава края отметил значимость и масштаб работ по повышению качества медуслуг. В рамках программы модернизации на Кубани внедрены 26 федеральных стандартов оказания медицинской помощи. ФОМС и страховые компании контролируют качество оказываемой медпомощи практически в режиме онлайн.
Для этого в ряде крупных клиник установлены посты качества, куда каждый владелец страхового полиса может обратиться за помощью. Более того - в больницах края работает система очных экспертиз оказываемой медпомощи. Это крайне важный и действенный элемент контроля, внедренный территориальным ФОМСом. Надеюсь, удастся этот опыт распространить на всю страну.
Любой фонд - это финансово-кредитное учреждение, призванное работать с прибылью. Но о какой прибыли можно говорить в медицине? Если только на больных начать экономить?
Наталья Стадченко: Мы - особое финансово-кредитное учреждение, поскольку являемся защитником застрахованных граждан. За их качественное лечение по гарантированным стандартам платят как государство, так и сами граждане в виде постоянных отчислений из своих заработков. Поэтому вся наша работа должна строиться вокруг пациента и во имя его блага.
В чем, к примеру, преимущество очных экспертиз, когда наши специалисты проверяют качество лечения во время нахождения больного в стационаре? Ведь раньше экспертизы проводились по документам после выписки больного, когда уже ничего нельзя было изменить. Мы лишь констатировали ошибки, указывали на них, могли финансово наказать лечебное учреждение, однако легче пациенту от этого не становилось. Теперь же по нашему указанию в случае необходимости собирается консилиум, принимается решение о переводе больного в другое лечебное учреждение. Своеобразные "посты качества" внедрены практически во всех медицинских учреждениях Кубани. Там постоянно дежурят специалисты страховых компаний, к которым можно обратиться по всем вопросам, связанным с оказанием и качеством медицинских услуг.
В народе бытует мнение, что бесплатная медицина постепенно исчезнет.
Наталья Стадченко: Напротив, программой государственных гарантий у нас каждый год расширяются виды медицинской помощи, которые гарантированы бесплатно.
Как прошел первый рабочий день в новой должности?
Наталья Стадченко: Вникаю в документы, знакомлюсь с коллегами. Многих из них, впрочем, давно знаю, встречались либо здесь, в Москве, или когда они приезжали к нам, в Краснодар, с инспекцией.
Вы ведь более пяти лет возглавляли краевой фонд ОМС?
Наталья Стадченко: Да, а до этого была начальником финансово-экономического управления департамента здравоохранения края. Я вообще-то окончила Ростовский университет путей сообщения, инженер-экономист. Муж у меня железнодорожник, а я после вуза работала в Новороссийской железнодорожной больнице. Выросла в маленьком поселке Кабардинка, на берегу Черного моря. Папа - столяр, мама - повар, а я вот в большие начальники, как теперь говорят, выбилась. Но на любой должности главное - оставаться человеком. Тогда все получится.
Владимир Стародубов, вице-президент Российской академии медицинских наук:
- Важным моментом для нового руководителя станет сохранение преемственности в работе, поскольку перед системой стоят очень сложные и масштабные задачи по реализации законов "Об обязательном медицинском страховании" и "Об основах охраны здоровья граждан в РФ".
Это, прежде всего, переход на одноканальное финансирование учреждений здравоохранения и реализация прав граждан на выбор медицинского учреждения и врача. Без серьезной подготовки эти цели будет достичь непросто. Не менее сложно осуществить расчеты финансовой потребности здравоохранения с учетом повышения взносов в ФФОМС до 5,1 процента. В течение двух лет дополнительные поступления расходуются на программу модернизации, а с этого года поступают в распоряжение фонда. Предстоит реализовать его функцию по выравниванию условий финансирования региональных систем здравоохранения. Власти субъектов Федерации должны повысить взносы в территориальные фонды на неработающее население для обеспечения выполнения региональных программ ОМС - а это значит, предстоят жесткие переговоры с губернаторами.
Юлия Михайлова, доктор медицинских наук, первый заместитель директора Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения:
- Первое, с чего следовало бы начать новому руководству фонда, - это анализ того, где в системе есть коррупционная составляющая.
Прежде всего, это отношения фонда со страховыми организациями. Их оторванность от фонда и закрытость способствуют лоббированию их интересов, а не интересов застрахованных граждан. Возможна эта составляющая и в контактах с главными врачами медицинских учреждений, которые идут напрямую в фонд и просят денег в обход органов управления здравоохранением.
Коррупционная составляющая возможна и в таком направлении, как выравнивание финансирования территориальных программ страхования за счет перераспределения взносов, поступающих в ФФОМС. Нельзя допустить, чтобы в регионы привозили готовые платежки, как это бывало в прошлом, - необходимо выработать прозрачный, справедливый и объективный механизм выравнивания - только тогда оно даст позитивный эффект. Наконец, нужно постепенно формировать базу привлекательности добровольного медицинского страхования для работодателей и той части населения, которая готова тратить деньги на собственное здоровье, тогда затраты на систему ОМС будут сокращаться. В общем, новому руководству предстоит решать проблемы фундаментального характера и нельзя погрязнуть в рутине организационной текучки - это болото, которое способно затянуть любого реформатора.
Лариса Попович, директор Института экономики здравоохранения НИУ "Высшая школа экономики":
- Первоочередными задачами станут уточнение нерешенных вопросов, связанных с переходом на одноканальное финансирование, и анализ выполнения программы модернизации.
Затем предстоит сопоставить выполнение стандартов оказания медицинской помощи, которые введены законом "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", с объемами финансирования системы. Предстоит также включиться в работу по реализации нормативной базы о предоставлении бесплатных и платных медицинских услуг и по формированию новой программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи на ближайшие три года. Необходимо наладить жесткий контроль работы страховых организаций, провести инвентаризацию всех функций, которые они сегодня выполняют или не выполняют. Например, в части исполнения судебных решений о причинителях вреда, требование которых также введено новым законом, - сейчас они этим не занимаются. Наконец, самое сложное - это формирование бюджета фонда на следующий год и его отстаивание. В ближайшие несколько лет система здравоохранения должна кардинально измениться, и руководству ФФОМС предстоит в этом активно участвовать.
Подготовила Татьяна Батенева