В Будапеште уверены - если бы Иштван не разбился и выполнил задание отца, диктатора Миклоша Хорти, в 1942 году Венгрия вышла из войны, а ее солдаты вернулись домой вместо того, чтобы быть убитыми под Белгородом и Воронежем.
Операция "Преемник"
Миклош Хорти, выходец из старинного дворянского рода правил Венгрией с 1920 по 1944 год и был противником войны с Советским Союзом. В июне 1941 года немецкие войска уже перешли границу СССР, а в Будапеште продолжало действовать советское посольство.
В войну Венгрия вступила лишь после налета неизвестных самолетов на город Кошице (предполагается, что налет был немецкой или румынской провокацией). Хорти скоро осознал неотвратимость поражения Гитлера и уже весной 1942 года начал секретные переговоры с Великобританией.
Своего старшего сына и официального преемника Иштвана диктатор отправил на восточный фронт с двойной целью. Во-первых, венгерскому дворянину и будущему главе государства полезно повоевать. Во-вторых, Миклош поручил сыну разведать настроения в войсках.
Иштван Хорти был летчиком, старшим лейтенантом запаса. Воевал в эскадрилье 1/1 "Dongo", в боевых действиях практически не участвовал - упоминается случай, когда Хорти на своем истребителе Reggiano Re-2000 с бортовым номером V-421 спикировал сквозь строй советских бомбардировщиков, строча из бортового оружия. Никто не пострадал.
Иштван был еще большим противником войны, чем его отец. "Я убедился в том, что немцы никогда не победят русских, нужно отказаться от союза с Гитлером. Жаль венгерских солдат, напрасно проливающих кровь", - писал летчик отцу. Письмо в Будапешт привезла его жена Илона - она отправилась на фронт вслед за Иштваном, работала медсестрой в киевском госпитале.
Согласно официальной версии, Иштван Хорти погиб из-за дополнительной брони, установленной на его истребитель и лишившей его устойчивости. Ранним утром 20 августа 1942 года истребители прикрытия барражировали над аэродромом Иловской близ Алексеевки, дожидаясь взлета разведчика, которого они должны были сопровождать. Самолет Хорти внезапно сорвался в штопор и врезался в землю.
|
Видео: Геннадий Орехов |
Специалисты говорят о недостаточной квалификации пилота - Иштван Хорти имел налет 345 часов, из которых только 75 - на Re-2000. Рассматривался и вариант немецкой диверсии - в дневнике министра пропаганды фашистской Германии Йозефа Геббельса есть запись от 20 февраля 1942 года: "Старший сын Хорти - ярко выраженный еврейский наймит и англофил до мозга костей… короче, человек, который, если станет правителем Венгрии, определенно прибавит нам хлопот".
Как бы там ни было, 38-летний старший лейтенант запаса Иштван Хорти погиб. Неподалеку от места падения его самолета, в нескольких километрах от Алексеевки установили небольшой мемориал. Тело мужа Илона увезла и похоронила в Будапеште, в 60-х годах мемориал снесли и запахали.
Сольнок-Иловка
В городе Сольнок под Будапештом располагается вертолетная эскадрилья венгерских ВВС и большой авиационный музей. При музее есть военно-исторический отряд, который - в числе прочего - помогает русским поисковикам разыскивать и поднимать советские самолеты, погибшие в войну на территории Венгрии (их там немало).
В качестве ответной любезности был организован приезд венгерской команды в Россию. Белгородская область интересовала специалистов из Сольнока по многим причинам. Во-первых, по их словам, в Алексеевке недорогая и удобная гостиница. Во-вторых, в соседней Иловке в 42-м году находился крупный венгерский аэродром. В-третьих (и в-главных) с этого аэродрома летал и рядом с ним погиб Иштван Хорти.
Принимающей стороной выступил белгородский военно-исторический клуб "Огненная дуга" под руководством Алексея Шевченко, начальника отдела военной археологии музея "Прохоровское поле". Из Воронежа приехали Виталий Латарцев, не последний человек среди поисковиков и Михалил Сегодин из объединения "Дон". Из Москвы - военный историк Борис Давыдов, специалист по венграм вообще и Хорти в частности. Из Мурманска - еще один историк Валерий Чернышов. Из Иловки - краевед Александр Рыжих.
Полевому выходу предшествовала годичная работа с документами. Из вашингтонского архива была выписана аэрофотоснимки венгерского аэродрома и окрестностей. На них наложили современную спутниковую съемку местности из Google, привязали по точкам и определили место падения Хорти с точностью до 50 метров.
Расположения мемориала венгры нашли уже под Алексеевкой по иному цвету травы. Выкопали яму и под 30 сантиметрами чернозема обнаружили ровный слой белого камня, которым были вымощены дорожки вокруг могилы Иштвана. Венгры перебрасывались короткими звонкими фразами. По-русски ребята из Сольнока знали "спасибо", общались на английском.
На месте раскопок металлоискатели пиликали непрерывно и на разные лады. Военного железа вокруг бывшего аэродрома столько, что окрестные школьные музеи ломятся от артефактов. Белгородский поисковик пошел прогуляться меж оплывших, заросших осинником капониров и нашел цилиндр от итальянского двигателя - под ногами валялся. Гильзы от "манлихеровок" (венгерских винтовок) даже местные пацаны за сувениры не считают. Однако для поисковиков каждая железка драгоценна.
- Это наконечники свечей… Часть облицовки, аккумуляторные пластины... обгоревший брезент парашютной подвески… Фрагмент пулеметной ленты и гильза от крупнокалиберного пулемета с самолета Хорти, - Лайош Гегради бережно доставал ржавые и черные кусочки из пластиковых пакетов. Главный артефакт - заклепка с клеймом миланского авиазавода, - окончательно подтвердил: нашли то, что искали.
20 августа в 5 часов утра на месте гибели Иштвана Хорти пройдет молебен по венгерскому обряду. Потом поисковики из Сольнока вернутся домой и доложат о результатах. Далее, по их словам, правительство Венгрии обратится к правительству России с просьбой установить памятные знаки на месте гибели Хорти и его товарищей.
А в следующем году - опять же, возможно, - на место гибели Иштвана Хорти приедет из Лондона его жена. Илоне 94 года, она в трезвом уме и добром здравии.