17.08.2012 14:15
Культура

Suffocation: Группа, поднявшая "тяжелую музыку" на новый уровень

Текст:  Дмитрий Сосновский
В далеком 1980 году одна всем известная австралийская группа провозгласила: "Rock’n’roll ain’t noise pollution”. К тому времени многие это уже и так прекрасно понимали. Но очень многие отказываются понимать это до сих пор. Так называемые "меломаны" вообще с большим опозданием - лет эдак на 20-30 - способны воспринимать новаторство - особенно это касается так называемой "тяжелой музыки", в русло которой те самые австралийцы и перевели этот самый рок-н-ролл. И если за старыми хард-рокерами, которые сами в свое время звучали как нечто чрезвычайно провокационное и находящееся почти за гранью допустимого, широкие круги в конце концов признали право на существование и даже почет, то многие из тех, кто пришли после них, остаются и сегодня в статусе маргиналов. Хотя за это время прошло столько событий, а развитие экстремальной сцены прошло столько фаз и разошлось по такому количеству разнообразнейших направлений, что обходить вниманием этот культурный пласт просто неправильно. И начнем мы, пожалуй, с одной из крайних точек - для наглядности.
Читать на сайте RG.RU

Стремительность прогресса "тяжелой музыки" до сих пор вызывает удивление. В двух словах это было так. Следом за хард-роком, мгновенно переросшим в heavy metal, возник speed metal. Вскоре появились еще более специфические направления, одним из которых стал всем известный thrash (который играли Slayer, Kreator, Anthrax, ранняя Metallica и многие другие). Ничего тяжелее и быстрее, чем эта музыка человечество тогда просто не могло себе представить. И если в скорости на некоторое время (не очень долго, впрочем) "трэшеры" сохраняли первенство, то возникшая в середине 80-х годов группа Death продемонстрировала, что играть можно куда тяжелее - и это был далеко не предел. Так появился death metal. Движение в сторону еще более радикального утяжеления привело к возникновению brutal death, который мгновенно оброс массой поклонников. Некоторые представители death старались совмещать экстремальность с постоянным совершенствованием техники - и весьма успешно, другие же - и их большинство - сконцентрировались на мощности своего звучания. В творчестве этих последних есть несомненное очарование, но такая беспрерывная прямолинейная и беспощадная атака на сознание через некоторое время неизбежно утомляет. Совсем другое дело - первые, чьи последователи в 90-х годах устроили настоящий переворот в метале.

Группой, которая подняла технический и содержательный уровень brutal death metal на принципиально иной уровень, была американская команда Suffocation. Их первый альбом вышел в 1991 году и сразу же привлек внимание публики. Назвался он Effigy of the Forgotten и на нем особенно четко были слышны источники вдохновения новой группы - удалой грайндкор (гремучая смесь доведенного до предела агрессивности хардкор-панка с разновидностями экстремального метала), который тогда уже начал пышно расцветать (в андерграундной среде, конечно). Но уже тогда публика обратила внимание на необычные решения и нехарактерные для направления скоростные соло. Следующие два альбома подтвердили серьезные намерения группы и закрепили за ней статус культовой. Вскоре команда на несколько лет распадается, но с триумфом воссоединяется "золотым составом" и с 2004 по 2009 год выдает один за другим три альбома - один другого жестче и техничнее.

Из этих трех лучший выбрать особенно трудно, но самым ярким и запоминающимся стал предпоследний, который был выпущен в 2006 году. Он так и назывался - Suffocation. Ни на что не похожая ритм-секция Майка Смита, непревзойденные соло Террэнса Хоббса (эти два чернокожих парня с дредами меньше всех походят на участников death metal группы, но когда они выходили на сцену, они затыкали за пояс любых коллег по амплуа) и нестандартные риффы Гая Марчейза, бронебойный бас Дерека Бойера и сочный гроулинг (низкий рычащий вокал) веселого лысого парня Фрэнка Муллена. Особенно сильное впечатление производила их игра вживую. За тем, что творили со своими инструментами на сцене одни только Хоббс и Марчейз можно было наблюдать часами!.. Однако есть вероятность, что возможность увидеть группу вместе на сцене больше и не представится.

В 2012 году Suffocation распалась прямо во время своего мирового турне. Один из концертов был запланирован в Москве - и трое оставшихся участников группы, решив не расстраивать поклонников, взяли себе в помощники коллег из других серьезных коллективов и все-таки выступили. Что и говорить, концерт был отличный, и даже самые консервативные поклонники группы просто не могли себе позволить жаловаться на профессионализм музыкантов и энергетику в зале. Но все-таки без двух человек - Фрэнка Муллена и Майка Смита - это были не совсем те Suffocation.

Это была группа, которую безо всяких оговорок можно считать одним из важнейших явлений в истории "тяжелой музыки". И, соответственно, музыки вообще. За свою 21-летнюю историю группа записала несколько альбомов, каждый из которых достоин внимания настоящего любителя интересной и насыщенной музыки. Показательно, что среди поклонников Suffocation - не только упертые убежденные "металхэды". И этот альбом может заставить совсем иначе посмотреть на то, что принято называть "тяжелым металом" - если только звуки электрогитары не вызывают у вас приступы мигрени.

Рок