Но должность губернатора все-таки помогла по-другому, шире посмотреть на край, его проблемы и задачи. Наверное, 100 дней на посту недаром берутся как точка отсчета. За это время есть возможность оценить ситуацию в регионе и определиться с приоритетами в работе.
Кадровый переворот
Скажу прямо: начинать пришлось с объединения усилий всех органов власти - муниципальных, краевых и федеральных - для решения конкретных проблем населения. После того как проехал по нашим районам, провел десятки встреч, понял главное - людям нужен диалог, они хотят общаться с властью напрямую без посредников.
До сих пор чиновники нередко кивали друг на друга, отнекиваясь, мол, что это "не наши полномочия". При принятии управленческих решений не учитывалось мнение населения. Такую позицию я категорически не приемлю и сразу заявил, что намерен требовать полного исполнения обязанностей и порядка от всех, невзирая ни на какие обстоятельства.
Была изменена кадровая, структурная составляющая работы краевой власти. В первую очередь разделены посты губернатора края и председателя правительства. Кстати, к такому решению идут сейчас многие регионы. Глава субъекта должен определять курс и приоритеты развития территории. Председатель правительства - это уже, как говорят, крепкий хозяйственник, управленец, который организовывает исполнение поставленных перед краем задач.
На Ставрополье этот пост занял Юрий Павлович Тыртышов - человек для края знакомый и близкий. Сегодня он уже активно включился в работу. И с его подачи у правительства региона по сути впервые появился четкий комплексный план первоочередных действий.
Документ рассчитан на период с сентября 2012 года до сентября 2013-го и уникален не только в краевой практике, но и, возможно, в российской. В нем не только пусковые объекты, как это было раньше. В план вошли действия всех органов власти по корректировке существующих, внедрению новых программ развития по каждой отрасли и мероприятия, особо значимые для каждого направления.
Произведены другие структурные изменения. Восстановлен ликвидированный комитет по делам молодежи, созданы краевые министерства жилищно-коммунального хозяйства, спорта, министерство транспорта. Это те сферы, где скопилось много проблем, и внимание к ним должно быть особым.
Серьезные перемены произошли и в составе краевого кабинета министров. Кому не хватило сил, энергии, желания добиться результата - ушли по собственному желанию. На их место пришли специалисты-отраслевики, которые хорошо знают положение дел в своих сферах изнутри. И я имею все основания считать, что у нас сложилась самая профессиональная управленческая команда за последние 15 лет.
Плюс к бюджету
Признаться, наследство досталось с определенным заделом - как по развитию инвестиционной деятельности, так и социальной сферы. Но при этом он дорого стоил краю. Последние несколько лет бюджет Ставрополья принимался с практически предельным дефицитом, который покрывался не дополнительными доходами, что является нормальной практикой, а кредитными средствами. И сегодня мы по бюджетным показателям очень близки к опасной черте.
В связи с этим сегодня стоят очень важные задачи: сохранить социальную направленность бюджета (две трети его сегодня идут на решение социальных вопросов) и продолжить развитие инвестиционных проектов, избавившись от накопившихся кредитных долгов. Эти займы были взяты под проценты, в основном в коммерческих банках, и сумма таких обязательств к концу текущего года должна была составить около 20 миллиардов рублей.
Кредиты я брать больше не могу, дефицитный бюджет принимать не имею права. Поэтому нам надо много работать над повышением доходной части краевой казны.
Мы уже серьезно занялись созданием на территории края благоприятного инвестиционного климата. За первые полгода приток в основной капитал составили 37,5 миллиарда рублей, что на 17 процентов больше соответствующего периода прошлого года.
Реализуется ряд крупных проектов. К примеру - агропарк "Ставрополье" в Минераловодском районе, инициатором создания которого выступил Игорь Иванович Сечин. Объем инвестиций в него составит более 40 миллиардов рублей. На "Невинномысском Азоте" пущена установка по производству меламина мощностью в 50 тысяч тонн в год. Этот проект обошелся в 10 миллиардов.
Всего на территории края сформировано 11 региональных индустриальных парков. Это главные центры притяжения инвестиций, где наши партнеры могут получить ряд земельных и налоговых преференций для развития своего бизнеса.
Под брендом края
Ставрополье известно далеко за его пределами как всероссийская житница и здравница. И эти региональные бренды, которые создавались десятилетиями упорного труда наших предшественников, должны сегодня получить новый импульс к развитию. Над этим тоже работаем.
Что касается курортов Кавказских Минеральных Вод, то только за последние три месяца в регионе КМВ введены в эксплуатацию несколько новых мест размещения - санаторий "Плаза" и пансионат "Апарт-отель" в Железноводске, гостиница "Каскад" и пансионат "Фаворит" в Кисловодске, гостиничный комплекс "Империал" в Минеральных Водах. Инвесторы заинтересованы в наших курортах, и мы считаем, что их бизнес-привлекательность можно и нужно повышать.
Рассчитываем на вхождение Ставропольского края в туристический кластер Северного Кавказа, куда предлагаем три свои инвестиционные площадки - "Гранд СПА Юца", гору Развалка под Железноводском и гору Верблюд около Минвод.
Сейчас мы также всерьез заинтересованы во введении так называемого курортного сбора. На мой взгляд, подобная инициатива вполне оправдана. В курортных городах нет большой промышленности с налоговой отдачей. И муниципальные бюджеты "не тянут" на должном уровне общегородскую инфраструктуру, содержание мест отдыха и туристические маршруты. Нужен постоянный источник финансирования. Тем более что практика эта - общемировая.
Порой приходится слышать мнения о снижении привлекательности наших курортов. На что всегда отвечаю: больше двухсот лет Кавминводы привлекают желающих отдохнуть и испытать на себе целебную силу наших источников, и так будет всегда. Благодаря новым вливаниям города-курорты станут только краше и благоустроеннее, и, уверен, туристы по достоинству это оценят.
Большой пласт проблем сегодня приходится решать и в сфере АПК. В нынешнем году непогода, а затем и нашествие саранчи вызвали серьезные потери урожая. В итоге удалось собрать немногим больше 4 миллионов тонн. Но проблем с хлебом в крае не будет. Будем держать стоимость традиционной буханки - социального "кирпичика" - на прежнем уровне. Чтобы расширить наши возможности в регулировании ценообразования, сейчас активно работаем над воссозданием регионального зернового фонда.
На днях приступил к работе Изобильненский сахарный завод, который переработает 700 тысяч тонн свеклы из двух миллионов тонн, которые мы ожидаем в этом году.
Объем производства мяса и молока на пять и семь процентов соответственно превысил уровень прошлого года. А в крупных организациях - в среднем на 14 процентов.
Закреплять достигнутое будем созданием новых заводов по переработке, чтобы самим обеспечивать прилавки магазинов свежими и высококачественными ставропольскими продуктами.
Человеческий фактор
Начиная работать в должности губернатора, прежде всего запретил чиновникам давать на обращения граждан разнообразные отписки. Моя позиция однозначна: людей надо выслушивать вне зависимости от того, обратились они по телефону, в письменном виде или просто подошли на улице. А в ответе на просьбу или жалобу должна быть только детальная информация, когда проблема или вопрос решится - через день, месяц, квартал.
Если же не получается - в ответе указывать, кто виноват, как наказан и какие принимаются меры.
За эти сто дней и предшествующую выборную кампанию в Государственную Думу я сам принял порядка двух тысяч человек. И сегодня намерен этой работе уделять максимум внимания.
Будем уходить от практики оценивать работу с обращениями граждан исходя из процентного соотношения поступающих жалоб, чтобы специалисты из желания не испортить статистику не отказывались принимать заявления.
Надо улучшать работу с общественностью. По моему поручению во всех городах и муниципальных районах созданы общественные советы, в которые вошли представители местных отделений политических партий и крупных общественных организаций. Кроме этого главы администраций городов и районов ежемесячно проводят встречи с гражданскими активистами, в том числе оппозиционно настроенными.
Ставропольский край в ближайшее время примет участие в пилотном федеральном проекте по внедрению технологии "Открытое правительство".
Наша цель одна - люди должны на деле чувствовать, что их мнение важно для власти, их предложения учитываются. Мы все хотим видеть Ставрополье благополучным и процветающим. Будем к этому стремиться.