Будучи человеком законопослушным, Татьяна сразу позвонила в одну из фирм, где узнала, что счетчик для поверки она должна открутить от трубы сама, привезти его по указанному в письме адресу, оставить на 10 дней, после чего ей выдадут акт поверки и мастера, который установит счетчик обратно. "Законно ли это письмо?" - задалась вопросом москвичка. Прояснить ситуацию попытался корреспондент "РГ".
Прежде всего, обратимся к пункту 6.2.5 приложения 1 к постановлению правительства Москвы N77-ПП от 10.02.2004 г., на который ссылаются отправители письма, грозя перевести расчеты за воду с квартирного счетчика на общедомовой. Он гласит: "Исполнитель (жилищная организация) имеет право определять размер платежей за холодную и горячую воду в случаях нарушения пломбы на приборах учета, повреждения приборов учета по вине потребителя, недопуска представителей исполнителя в квартиру или нежилое помещение для осуществления ремонта, обслуживания или госповерки приборов учета воды". Письмо в почтовом ящике ни одному из этих случаев не соответствует. Более того, сегодня и сам термин "госповерка" нелегитимен, утверждают в компании "Правовая инициатива", специализирующейся на проблемах ЖКХ. ДЕЗы лицензий на поверку счетчиков не имеют, услуга отдана в частные руки. За исправностью водосчетчиков обязан следить собственник жилья. Но раз в несколько лет акт поверки счетчиков должен быть представлен в ДЕЗ или управляющую компанию. В противном случае они могут инициировать проверку расчетов за воду и, если выяснится, что пломбы нарушены или прибор неисправен, - вот тут-то и вступит в силу пункт 6.2.5.
Как сказали "РГ" в ДЕЗе района Ростокино, к которому приписан дом N173 по проспекту Мира, чаще всего компании, установившие водосчетчик, сами ведут базу клиентов и выходят на жителей к моменту очередной поверки. Счетчик на горячую воду должен поверяться раз в 4 года, на холодную - в 6. Если компании-установщика больше не существует, можно обратиться в любую лицензированную фирму, которых сейчас в Москве много. Тому свидетельством сразу два письма, полученных Татьяной Леонидовой. В "Правовой инициативе" уверяют, что эти письма - обычная реклама платных услуг. Если их игнорировать, никто завтра не переведет вашу квартиру на домовой счетчик. Но от своевременной поверки при этом лучше все-таки не отказываться.
Да и требование открутить счетчик и привезти его на поверку, как выяснилось, вполне законно. "В техпаспорте прибора учета, как правило, написано, что для поверки он подлежит демонтажу и отправке на предприятие-изготовитель", - говорит юрист Московского общества защиты прав потребителей Юрий Кадыков.