21.08.2012 00:38
В мире

Бессам Тахан: США хотят сломать "шиитский полумесяц"

США борются с "шиитским полумесяцем"
Текст:  Вячеслав Прокофьев (Париж)
Российская газета - Федеральный выпуск: №191 (5864)
Эксперт по Ближнему Востоку, профессор геополитики Национальной высшей школы передовых технологий в Париже Бессам Тахан - один из тех, кто основал несколько месяцев назад ассоциацию "Коллектив в поддержку Сирии", куда вошли несколько сотен местных интеллектуалов. Среди них - французы, люди с сирийскими корнями, как сам профессор Тахан, а также смешанными, франко-сирийскими.  Они хотят, чтобы Сирия была демократической, свободной и независимой.
Читать на сайте RG.RU

- Почему мы объединились? - повторяет вопрос "РГ" профессор и отвечает: - Да потому что увидели, что большинство  ранее созданных организаций, возникших на волне событий в Сирии, оказались явно  не на высоте положения, настаивая на силовой развязке.  Мы же наоборот выступаем за общенациональный диалог без диктата извне. Какой смысл разрушать страну, а затем ее восстанавливать, когда можно и нужно договариваться?

Тем более, мы видим, что между структурами оппозиционеров вне страны и повстанцами, которые воюют внутри Сирии,  - стена разногласий. Вспомните хотя бы конференцию "Друзей Сирии", которая была проведена в Париже в начале июля. На ней присутствовали руководители Сирийского национального совета (СНС),  других схожих организаций, которые поддерживаются Западом и арабскими странами. Но вот представителей инсургентов - Свободной сирийской армии  (ССА) - на той встрече не было и неспроста: их не пригласили из-за боязни вынести взаимную вражду на общее обозрение.

Одно это  говорит о том, что механизм,  с помощью которого Запад хотел бы избавиться от нынешнего руководства Сирии,  то и дело дает сбои.

- То есть, по-вашему, речь идет о заговоре против Дамаска?

Бессам Тахан: Несомненно. Что касается американцев, по большому счету им все равно, есть ли демократия в Сирии или нет. Какова их цель?  В свое время  я ввел в обиход понятие "шиитский полумесяц". Это дуга, идущая с юга на север, которая включает в себя организацию "Хезболла" в Ливане, алавитов в Сирии, и, конечно, Иран. Так вот американцы хотели бы сломать этот полумесяц. Об этом, кстати, прямо заявила Хиллари Клинтон во время ее последнего визита в Турцию.  Очень опасный план. Если Сирии, где война между суннитами и шиитами все больше приобретает религиозный характер, суждено взорваться, то это будет грозить "балканизацией" всего региона и в первую очередь Турции.

- По какой причине?

Бессам Тахан: Курды-шииты, проживающие на севере Сирии, судя по всему, не согласятся оказаться под властью суннитов,  из которых состоит нынешняя оппозиция Башару Асаду. Они начнут бороться за создание своего независимого государства, двери в которое будут открыты для единоверцев, а их в Турции  20 миллионов -  в первую очередь курдов, но и турок. Не будем забывать также об иракских курдах-шиитах. К чему это приведет, не трудно догадаться.

- Такая перспектива вряд ли  устроила бы Анкару. Там, что, подобное  развитие  событий не предвидят, оказывая тыловую поддержку сирийским инсургентам?

Бессам Тахан: Турция входит в НАТО, и этим все сказано.

- Битва за Алеппо подходит к завершению. Правительственные войска смогли вытеснить  повстанцев  из большинства районов города. Какие у вас сведения?

Бессам Тахан: Я сам родом из  Алеппо, поддерживаю контакты с близкими, которые там живут. Сейчас  боевики несут большие потери, но продолжают сопротивляться в  ряде периферийных кварталов.  Среди  этих воинов исламистского интернационала, помимо ливийцев, тунисцев, афганцев, есть даже те, кто говорит по-английски с лондонским акцентом.  Но перелом в пользу  Дамаска,  действительно, произошел. 

- Не подходящий ли момент для оппозиции и  сирийских властей сесть за стол переговоров?

Бессам Тахан: Подходящий. Однако, как мне кажется, Запад на это не пойдет. Ему не нужны переговоры, которые привели бы к компромиссу между Асадом и его противниками. Скорее всего,  продолжится война на изнурение. И ее, как и прежде, будут  подпитывать Вашингтон, другие западные столицы, не говоря уже о Катаре и  Саудовской Аравии. Сменив с помощью военного вмешательства  неугодный  режим в Ливии, они и от Сирии так просто не отступятся. Но, надеюсь, до открытой вооруженной интервенции  дело не дойдет. Ибо в этом случае разразится большая  война.

- А ведь Сирия -  страна, где всегда уживались алавиты, сунниты, христиане…

Бессам Тахан: Это так. Теперь выходит, что Запад стал на сторону тех, за кем стоят Катар, Саудовская Аравия, которых вряд ли можно назвать образцами демократии. Здесь срабатывает принцип двойных стандартов. По этой логике власти Дамаска - "гонители свобод", а феодальные Эр-Рияд  и Катар - "знаменосцы борьбы за права человека"...

- Параллельно с классической войной  вокруг Сирии идет и информационная война. К примеру, во Франции на телевидении и в прессе  представлен в 99 случаев из ста лишь один взгляд на события - тот, который выгоден  сирийским оппозиционерам.

Бессам Тахан: Причем главных источников информации - два. Это  ангажированная катарская  телесеть "Аль-Джазира" и  так называемый "Сирийский центр по правам человека" (СЦПЧ), базирующийся в Лондоне.  Так вот центром манипулируют английские спецслужбы, а возглавляет его владелец лавочки по торговле   шаурмой.  Через него сливается тенденциозная, непроверенная информация, которая заполняет  мировой эфир и газетные страницы.

- Какой ваш прогноз исхода сирийского противостояния?

Бессам Тахан: Если Советом Безопасности ООН не будет принята резолюция, открывающая, как это было в случае Ливии, дорогу внешней интервенции, то Башар Асад  не будет низложен. На его стороне  два с половиной миллиона алавитов, примерно такое же количество христиан. Два главных города  - Дамаск и Алеппо с населением в 11 миллионов человек - также поддерживают нынешнее правительство.  По моим данным, порядка  53 процентов сирийцев не хотят, чтобы власть захватила оппозиция.

Но в любом случае, надо полагать, без перемен не обойтись.

Бессам Тахан: Думаю, нынешние правящие элиты понимают, что необходимо найти такую форму государственного устройства, которая учитывала бы интересы всех слоев населении, всех вероисповеданий.

Сирия