Законопроектом также предусматривается установление порядка признания МСА для применения на территории РФ, то есть механизма введения МСА в правовое поле России.
При этом законопроектом не устанавливается автоматическое принятие международных стандартов аудита - предусматривается, что правительством будет установлен порядок признания этих стандартов для применения на территории РФ.
По мнению разработчиков законопроекта, непосредственное применение международных стандартов аудита обеспечивает унификацию национальной аудиторской практики с общепризнанной в мире практикой. Использование предусмотренного действующим Законом "Об аудиторской деятельности" порядка стандартизации аудиторской деятельности связано с рядом существенных трудностей. Основными среди них являются обеспечение соответствия федеральных стандартов аудиторской деятельности международным стандартам аудита и обеспечение единства проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности, разрабатываемых разными саморегулируемыми организациями аудиторов и разными специалистами.
МСА определяют основополагающие методы аудита, призваны способствовать повышению качества аудиторской деятельности, обеспечению ее соответствия возрастающим многочисленным требованиям в области международной аудиторской деятельности, а также задают директивы по специальным вопросам аудита.
Они разрабатываются Комитетом по международной аудиторской практике Международной федерации бухгалтеров. Всего действуют 50 стандартов. Каждый стандарт имеет предисловие, поясняющее его статус. В конце большинства стандартов приводится раздел "Перспективы государственного сектора", в котором содержатся условия применения МСА при аудите субъектов государственного сектора.
"Обеспечит ли большее доверие к аудиторам применение в аудиторской практике международных стандартов аудиторской деятельности, однозначно сказать сложно, - говорит председатель Комитета по стандартизации и методологии бухгалтерского учета и аудита Ассоциация профессиональных бухгалтеров "Содружество" Наталья Манузина. - Могу только согласиться с утверждением, высказанным в Пояснительной записке к законопроекту, что сейчас нет единства проектов федеральных стандартов разных СРО. Аудиторы уже получили в прошлом году два новых федеральных аудиторских стандарта ( ФСАД), практическое использование которых максимально затруднено именно из-за применения отсутствующих в российском законодательстве терминов и определений. А саморегулируемые организации аудиторов разрабатывают новые проекты, которые в том виде, в каком они размещены для обсуждения, можно назвать "мертворожденными" уже хотя бы потому, что они используют терминологический аппарат либо отсутствующий в российском законодательстве, либо несущий иной смысл. Однозначно соглашусь с тем, что применение МСА в российской практике является наиболее разумным решением и с точки зрения опыта в профессии за рубежом, выстраданного, надо сказать, опыта, и с точки зрения единообразия понимания аудируемыми лицами выводов, сделанных аудиторами в аудиторских заключениях в разных странах мира. Актуально это решение и в связи со вступлением России в Всемирную торговую организацию".
По мнению партнера, директора департамента международной отчетности ФБК Аскольда Бирина, переход на МСА - закономерное продолжение реформы в области регулирования учета и аудита. После принятия Закона "О консолидированной финансовой отчетности", в соответствии с которым составление и аудит отчетности, подготовленной по международным стандартам финансовой отчетности (МССО), становится обязательным для ряда организаций, возникла неловкая ситуация: обязательный аудит в России проводится только в соответствии с ФСАД. "Как результат, в аудиторском сообществе возникли различные мнения о том, сколько заключений придется выпускать по одной и той же отчетности МСФО: либо нужно выпускать два заключения: одно - в соответствии с ФСАД (для соблюдения закона), другое - по МСА (для неограниченного круга пользователей), либо комбинировать ссылки на разные стандарты в одном заключении, что может быть по-разному воспринято пользователями отчетности. Переход на МСА позволит объединить способы соблюдения законодательства и интересов пользователей отчетности, и поэтому указанный процесс можно только приветствовать", - отмечает Бирин.
МСА, предназначенные для применения при аудите финансовой отчетности, при их адаптации могут применяться и при аудите другой информации. Они содержат основные принципы и процедуры, необходимые для проведения аудита, но в исключительных случаях (при наличии обоснования) аудитор может отступить от них. При этом международные стандарты аудита не отменяют нормативные и методические документы, принятые в различных странах. В ряде государств (Австралии, Бразилии, Голландии, России) МСА принимаются за основу при разработке национальных регламентирующих документов. Кроме того, существуют государства (Кипр, Нигерия и др.), где МСА приняты в качестве национальных. Потребность в Международных стандартах аудита возрастает с каждым годом, так как в мире существует тенденция интеграции в мировую экономику стран со своими системами бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетностью.