- Парк отечественных самолетов устарел, сейчас работает специальная программа субсидирования лизинга воздушных судов. Насколько эффективно она работает?
Александр Нерадько, руководитель Федерального агентства воздушного транспорта: Программа субсидирования по приобретению в лизинг воздушных судов для региональных перевозок стартовала в 2012 году. Этот механизм работает первый год. Субсидии выделяются на постоянной основе. Сейчас перевозчики могут с помощью субсидий приобретать дополнительное количество воздушных судов - получая возмещения стоимости от 15 до 30%, в зависимости от того, какого он года выпуска и характеристик. Лизинговые платежи субсидируются федеральным бюджетом. Уже к концу июля поступили заявки на приобретение 56 воздушных судов по этой схеме. По 31 воздушному судну на общую сумму субсидий почти 1,2 млрд рублей принято решение о заключении договоров по предоставлению субсидий и об использовании этого механизма для приобретения самолета в лизинг. По 25 воздушным судам "Росавиацией" было отказано в силу того, что документы, которые предоставляются на получение субсидий, не соответствовали требованиям постановленя правительства Российской Федерации. Но сам факт, что 56 заявлений на приобретение воздушных судов было, - это свидетельство того, что программа востребована.
- Какую сумму планируется потратить на субсидии в 2013 году?
Александр Нерадько: На будущий год у нас запланировано 2,15 млрд рублей на использование этого механизма субсидирования лизинга. Думаю, что в дальнейшем этот механизм будет востребован. Требования получения субсидий такие: субсидия предоставляется компаниям, которые получают в лизинг воздушные суда не старше 10 лет с любым типом двигателя с количеством пассажирских мест не более 55.
- Глава Якутии предложил увеличить "возрастной ценз" по субсидированию лизинга воздушных судов с 10 до 15 лет от даты их выпуска. Как вы на это смотрите?
Александр Нерадько: Действительно, такое предложение поступило, связано это с тем, что на рынке существует ограниченное количество новых самолетов. Но мне не хотелось бы, чтобы у нас страна превращалась в страну летающего металлолома. Как-то Генри Форда спросили, какой автомобиль лучше, он сказал - новый. Такая формула, я думаю, может работать и у нас: лучше - самолет новый.
- Может ли быть введена нулевая ставка базовой пошлины на небольшие самолеты для региональных перевозок?
Александр Нерадько: Конечно, на определенном этапе это возможно, и такая мера поможет приобрести новые воздушные суда. Однако этот вопрос требует дополнительной проработки. Поскольку пока у нас нет серийного производства новых отечественных самолетов такого класса, этот механизм будет работать. Как только активно заработает серийное производство российских самолетов, этот механизм станет сдерживающим фактором развития производства самолетов в России.
- Какова инвестиционная составляющая гражданской авиации? На что инвестиции направляются в первую очередь? Есть ли ресурсы для поддержки местных воздушных линий?
Александр Нерадько: Сейчас общая инвестиционная составляющая превышает 60 миллиардов рублей, в рамках Федеральной целевой программы развития транспортной системы России до 2015 года появились ресурсы, которые можно направлять не только на развитие крупных аэропортов, но и на поддержку местных воздушных линий. Основная часть средств приходится на текущий год - это 43 миллиарда рублей, из которых в первую очередь инвестиции направляются в аэродромную инфраструктуру: взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, перроны, объекты федеральной собственности.
Вторая, значительная часть инвестиций идет на совершенствование системы организации воздушного движения. Сюда относятся все средства связи, навигации, посадки, управления полетами. Сейчас продолжается реализация федеральной целевой программы модернизации единой системы организации воздушного движения, продолжается строительство укрепленных центров управления воздушным движением, которых к 2015 году должно стать 13 вместо существующих 120.
В этом году будет сдан в эксплуатацию новый современный укрупненный Центр управления воздушным движением в Калининграде, где завершаются приемо-сдаточные испытания. Во Владивостоке уже сдан в эксплуатацию диспетчерский пункт с новейшим оборудованием. Это затратный инвестиционный проект, но он того стоит, поскольку обеспечивает новый уровень безопасности полетов.
В 2011 году мы перешли на новую систему вертикального эшелонирования. Эта работа очень серьезная, продолжалась не один год, в результате мы получили совершенно новую систему вертикального эшелонирования, так называемое "бесшовное" воздушное пространство с нашими соседями. В ходе реализации этой программы было модернизировано 33 центра единой системы организации воздушного движения, проведена реструктуризация воздушного пространства, организована работа регионального мониторингового агентства "Евразия". Кроме того, была осуществлена подготовка летного, диспетчерского, технического персонала, а также изданы соответствующие документы аэронавигационной информации.
Также было заключено более 300 соглашений о процедурах взаимодействия между центрами обслуживания воздушного движения РФ с центрами обслуживания воздушного движения сопредельных государств. В результате всех этих действий пропускная способность маршрутов ОВД стала в два раза выше существовавшей, задержки вылетов воздушных судов по причине занятых эшелонов сократились на 45 процентов. Впрочем, и экономия авиационного топлива на маршрутах протяженностью более двух тысяч километров составила до тонны на одно воздушное судно, а также снизилось количество полетов на невыгодных эшелонах в 5 раз. Генеральный секретарь Международной организации гражданской авиации отметил большой шаг в общем движении России к принятию международных стандартов. Я оцениваю ситуацию так - Российская Федерация добилась большого прогресса.
В заключение хотелось бы поздравить с Днем Воздушного флота всех авиаторов.