Различные формы ГЧП давно доказали свою эффективность не только в части экономии государственного бюджета, но и в создании необходимой для развития государства инфраструктуры. Однако внедрение механизма ГЧП, как показывает международный опыт, требует определенных условий.
Помимо политической воли необходимо принятие соответствующего законодательства. Конечно же, не удастся реализовывать сложные ГЧП-проекты и без компетентных кадров, как на уровне государственных органов, так и в частном секторе. И главное, создать эти условия без специализированных институтов развития достаточно сложно.
Законодательные меры по развитию партнерских отношений между государством и бизнесом приняты в некоторых странах Содружества. Первыми оказались Республика Молдова и Киргизская Республика, которые еще в начале девяностых приняли законы о концессиях. В 2006 году в Казахстане утверждены Закон "О концессиях" и ряд поправок к Налоговому, Бюджетному, Водному кодексам, которые позволяют использовать концессионное соглашение как единственно возможную форму реализации ГЧП-проектов в стране.
С принятием в 2010 году специального закона о ГЧП преуспела Украина, а уже в следующем году был утвержден специальный порядок предоставления частным партнером государственному информации о выполнении договора ГЧП. В Белоруссии еще только планируется принятие закона о ГЧП, а в Инвестиционном кодексе и законе о малом бизнесе указаны возможные формы партнерства: концессия, договоры подряда и аренды.
Институциональная среда ГЧП в странах СНГ также находится на разных этапах становления. В Казахстане правительством страны создан Казахстанский центр ГЧП, помимо него, действуют специальные региональные центры ГЧП. Инициатором учреждения региональных центров являются также государственные органы. На Украине действует некоммерческий Центр содействия развитию публично-частного партнерства, созданный по инициативе научного сообщества страны.
Значительную роль для развития ГЧП играют местные Торгово-промышленные палаты. Например, ТПП Киргизии занимается на данный момент отбором пилотных ГЧП-проектов. ТПП Узбекистана в рамках деятельности Программы развития ООН реализует проект по внедрению механизма государственно-частного партнерства.
В Белоруссии существует научно-промышленная ассоциация, которая участвует в разработке законопроекта о ГЧП, проводит образовательные проекты по теме партнерства бизнеса и власти. При правительстве Республики Молдова был создан Национальный совет по ГЧП. Помимо него вопросами государственно-частного партнерства занимается Агентство публичной собственности Молдавии, заинтересованное в повышении эффективности использования инфраструктуры, находящейся в госсобственности.
Однако главный показатель успеха развития механизма государственно-частного партнерства в стране - проекты, которые зачастую из-за долгих сроков реализации (до 30 лет и выше) находятся на разных стадиях завершения. Например, в Казахстане сегодня реализуются шесть крупных проектов общей стоимостью более 72 миллиардов тенге (свыше 15 миллиардов рублей). К успешным проектам можно отнести концессионный договор на строительство и эксплуатацию комплекса детских садов в Караганде. Общая стоимость концессионного проекта составляет 6 миллиардов тенге (около 1,3 млрд рублей).
Результатом его реализации станет строительство 11 детских садов в Караганде по 320 мест каждый, что дополнительно создаст 3520 мест для детей в возрасте от 3 до 6 лет. Срок действия договора - 14 лет. По договору концессионер завершит строительство всех 11 детских садов в 2012 году, а затем до 2025 года будет обеспечивать техническое содержание их зданий. За управлением образования закрепляется обеспечение образовательного процесса на уровне общегосударственных стандартов. Возврат инвестору вложенных средств будет осуществляться в рассрочку из местного бюджета и за счет платы родителей. Вот основные принципы ГЧП в действии.