Я расспросила двух будущих архитекторов, как они видят современный город и пространство для молодежи в нем.
Даниил, 20 лет. Изучает промышленное и гражданское строительство, в свободное время увлекается граффити.
Что для тебя городское пространство?
Даниил: Это отнюдь не лицо города. Для меня городское пространство начинается с дворов и улиц микрорайонов. Я сам вырос в одном из таких дворов: совершенно диком, "пьяном", я бы сказал. И красивые, "причесанные" площади в центре никогда не скроют разгульность этих дворов. Все, что я вижу вокруг себя, я могу назвать архитектурным неравенством. На одной стороне улицы я могу видеть исполинские стеклянные бизнес-центры, а на другой - хлипкие, обветшалые дома, магазины-подвальчики.
А для молодежи есть место в этом городе?
Даниил: Разве нужны специальные места? Зачем делать какие-то резервации? Я считаю, что человек в городе должен ощущать чувство свободы, этого у нас нет. Стрит-арт и граффити - это элементарное проявление этой свободы.
Это незаконное проявление свободы, да?
Даниил: Да, конечно. Надпись на заборе - это вандализм. Это неэстетично, портит вид города. А кто-нибудь задумывался, как портят вид города цветные квадраты, которыми закрашивают эту надпись? Ведь ЖЭК подчас не заботится, чтобы краска совпадала по цвету со стеной. По-моему, настоящий вандализм - это уродство многочисленных вывесок, железные заборы строек, огромные растяжки, закрывающие исторические памятники.
То есть тебя волнует только внешний облик города?
Даниил: Не совсем. Как архитектор я привык считаться и с функциональной стороной вопроса. Современные города остро нуждаются в улучшении транспортной системы. Если говорить о Москве, молодежи есть где проводить время, куда сходить и что посмотреть. Нужно развивать не места, а пути к ним.
Катя, 19 лет. Студентка Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета. В свободное время путешествует по маленьким городам и пишет картины.
Каким, по-твоему, должен быть современный город?
Катя: Мне кажется, городская среда должна быть уютной, комфортной. Важен фоновый рисунок, облик города. Он не должен быть ни унылым, ни ярким, вызывающим. Сегодня это практически недостижимо. Практически любой провинциальный город - это обветшалый исторический центр плюс серые спальные районы.
Как ты считаешь, Нижний Новгород - это город для молодежи?
Катя: Я могу сказать, что в городе есть много мест для массового пребывания людей. Это парки, набережные, район рядом с Кремлем. Но целенаправленно для молодежи мало что организовано.
То есть для молодежи в городе предназначены лишь заброшенные пустыри?
Катя: Нет, это неправда. Есть множество клубов, кафе, развлекательных центров, но их регулярные посетители вынуждены "вариться в сиропе" одних и тех же лиц из друзей и общих знакомых. Это быстро надоедает и лично у меня вызывает желание вырваться из этой среды, уехать туда, где меня никто не знает.
Что все-таки важнее - красота города или функциональность?
Катя: На этот вопрос есть простой ответ древнеримского архитектора Витрувия. Он считал, что в любом строении должны сочетаться три качества: польза, прочность, красота. Но как художнику мне приятнее видеть красивые, гармоничные здания, словно вырезанные из книги сказок. Мечтаю побывать в Индии и увидеть "голубой город" Джодхпур, голубые стены которого, по легенде, могут вылечить от любовной тоски.