21.08.2012 00:23
Общество

Патриарх Кирилл и архиепископ Польши подписали обращение о примирении

Патриарх Московский и всея Руси вместе с главой епископской конференции Польши открыл новые возможности для диалога церквей
Текст:  Екатерина Забродина Елена Новоселова Ариадна Рокоссовская
Российская газета - Федеральный выпуск: №191 (5864) Российская газета - Столичный выпуск: №191 (5864)
В Польше подводят итоги визита Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Несмотря на религиозный характер этой поездки, многочисленные комментаторы пытаются найти в ней политические составляющие и задаются вопросом, насколько духовная миссия главы церкви соответствует общему духу российско-польских отношений.
Читать на сайте RG.RU

Визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и подписанное им и главой епископской конференции Польши архиепископом Юзефом Михаликом послание без сомнения были для поляков новостью номер один. Журналисты, эксперты, церковные деятели обсуждали, какие изменения в отношения православных и католиков, да и что греха таить, поляков и россиян, принесет начало диалога польского костела и российской православной церкви. Экс-глава польского МИД, сопредседатель польско-российской группы по сложным вопросам Адам Ротфельд в беседе с "РГ" сравнивал послание глав двух церквей с направленным в 1965 году письмом польских епископов к епископам немецким. Это письмо поначалу вызвало у многих в Польше негативную реакцию. Сегодня считается, что именно с него началось примирение Польши и Германии. Адам Ротфельд сказал о совместной инициативе РПЦ и польской католической церкви: "Полагаю, что важность этого события с течением времени будет только возрастать". А президент Польши Бронислав Коморовский выразил мнение, что это очередной шаг в процессе, который продолжается в последние несколько лет. Возможно, слова президента были адресованы и к тем, кто пытался заработать политический капитал на критике радушного приема, оказанного польскими религиозными и политическими деятелями патриарху. Оппозиция сначала требовала не пускать главу РПЦ на польскую землю, затем выступала с претензиями в духе "не слишком ли красная ковровая дорожка расстелена перед гостем из России?" Ответ оппозиции дал политический комментатор Павел Вронски: "Содержащийся в послании призыв, что "каждый поляк в каждом россиянине и каждый русский в каждом поляке должен видеть брата" означает, что антироссийские настроения перестали быть признаком польского патриотизма", - написал он. По его мнению, до сих пор попытки настоящего примирения поляков и россиян были неудачными, поскольку все они лежали на политическом поле и подвергались острой критике оппозиции, но послание глав двух церквей "предлагает совершенно иной путь, который будет сложно поставить под сомнение с точки зрения политики".

Советник президента Польши профессор Томаш Наленч в интервью "РГ" сравнил визит главы РПЦ в Польшу с открытием дверей.

"Подписание совместного послания и шире - контакты католического епископата с иерархами российской православной церкви - это событие большой важности. Ведь это первая встреча на таком уровне. И сам факт встречи, и послание, призывающее к совместным действиям, были встречены очень позитивно преобладающим большинством поляков. Но я хотел бы прежде всего обратить внимание на значение этого визита с точки зрения религии. Это открывает возможность для новых встреч и экуменического диалога. И если нынешний диалог продолжится, он будет иметь последствия и в других сферах, в том числе и в политике. Это был приезд не политика, а патриарха, но, по моему мнению, СМИ с обеих сторон больше делали акцент на его политический аспект. Конечно, это тоже имеет место, ведь позиция костела в Польше и церкви в России имеет значение в сфере политики, жизни этих стран. Патриарх Кирилл встретился с президентом Польши Брониславом Коморовским, и это была очень плодотворная, интересная встреча. Прошедшее событие открыло для нас возможности и в других областях, но мы не должны грешить поспешностью. Прежде всего после этой встречи есть большой шанс на перемены в польских и русских душах. И это очень важно. И точно очень важными будут следующие встречи и инициативы на религиозной основе. Я уверен, что с многих точек зрения это было значительное и очень хорошо подготавливающее почву на будущее событие. Это было что-то большее, чем лишь визит Патриарха Московского и всея Руси в одну из стран".

"Подписание обращения действительно может помочь примирению наших народов, - считает шеф-корреспондент "Газеты Выборчей" в Москве Вацлав Радзивинович. - Очевидно, что с российской стороны это не только стремление православной церкви, но и государства тоже. То, что это шаги в одном направлении, мы видели и в Катыни в 2010 году, и в 2009 году на Вестерплатте, когда к нам приезжал премьер Путин. Ясно также, что визит патриарха в Польшу важен не только для польских католиков. Это еще и жест в направлении Ватикана и Папы, который высоко оценил это событие. В воскресенье я был на католической службе в Москве, на Малой Грузинской, и там письмо народам России и Польши читали вслух. Насколько я понимаю, его читали во всех костелах Польши. А такие обращения люди у нас воспринимают как нечто важное. Но нужно, чтобы о нем знали и в России и слова не остались только на бумаге".

Компетентно

Игорь Гаслов, специалист по межрелигиозным отношениям, блогер:

- Визит Патриарха, конечно, знаковый. Я надеюсь, что благодаря ему, отношения между нашими народами, в истории которых были и трагедии, станут гораздо теплее. Но я бы не стал делать острых заявлений и выводов о том, что он стал первым значительным шагом навстречу Ватикану. Святейший, будучи митрополитом Смоленским и Калининградским, встречался с Папой, и не столько это существенный для межрелигиозных отношений вопрос, будет ли новая встреча или нет. Патриарх не впервые посещает страны, где католическая церковь играет "первую скрипку".

В прошлом году он был в Сирии. Количество католиков и церквей, входящих в орбиту католической церкви, в этой стране значительно больше, чем церквей греческого православия или коптских. Между нашими церквями нет серьезной вражды.

Да, есть нерешенные вопросы. Например, "экспансии" католиков на Западной Украине. Напомню, что по решению Львовского собора 1945 года большая часть униатов была присоединена к РПЦ, причем есть мнение, что это присоединение было не вполне добровольным.

В начале перестройки уже униаты отбирали храмы у православных. Эти сюжеты до сих пор болезнены.

Но делать из этого огромную проблему - играть на руку тем, кто пытается говорить о разделении христианства в мире.

Им совет: посмотрите, как РПЦ поддерживает католиков в Европейском суде по правам человека по делам о христианских крестах в с тенах итальянских школ.

Современное общество не настолько жестко относится к той или иной религии, как, к примеру, общество начала XX века, когда в той же Польше были серьезные гонения на православие.

Любые трагедии, будь то Катынский расстрел или катастрофа польского правительственного самолета под Смоленском, не разъединяют, а сближают верующих, не зависимо от их принадлежности к той или иной ветви христианства. Никакой чужой беды здесь быть не может. Граждане России скорбели с поляками. Тем более, напомню, что вместе с польским президентом погиб и один из польских православных архиереев.

Религия