21.08.2012 00:43
Экономика

Развитию франчайзинга в РФ мешает нехватка качественной недвижимости

Текст:  Мераб (елашвили) (президент Российской ассоциации франчайзинга)
Российская Бизнес-газета - : №31 (860)
Интерес к франчайзингу в России растет. Сегодня многие видят в нем и средство диверсификации бизнеса, и надежный антикризисный инструмент. Когда Российская ассоциация франчайзинга проводит презентации в регионах, на каждую представленную концепцию приходится как минимум 10-15 потенциальных покупателей. Что мешает тиражировать модель, которая доказала свою успешность?
Читать на сайте RG.RU

Первым и на сегодня наиболее трудно преодолимым даже в Москве препятствием видится нехватка качественной недвижимости, соответствующей профилю бизнеса. Фигурирующие на рынке объекты - это, как правило, абстрактные квадратные метры. Попробуй "прописать" на них хотя бы офисное помещение, не говоря уже о магазине или медицинской лаборатории, к условиям деятельности которых предъявляются особые требования. Классический пример - спальные районы наших мегаполисов. Первые этажи жилых зданий, будто бы предназначенные для создания инфраструктуры потребительского рынка, на деле малопригодны для размещения современных торговых точек и заведений общепита. А ведь формат "у дома" предполагает не только близость к потребителю, но и "домашний" комфорт покупки, получения услуги. Следствием дефицита недвижимости становится неподъемная для предпринимателей стоимость аренды тех объектов, которые представляют интерес для конкретного бизнеса. Доступность помещений зависит главным образом от местных администраций, и там, где власть слышит бизнес, - к примеру, в Тюменской области, в Москве, - проблема решается.

Несмотря на появившиеся специальные кредитные продукты, остается высоким порог для входа предпринимателя во франчайзинг. Не секрет, что деньги в России, по сравнению с другими странами, очень дороги. Кроме того, у нас до сих пор существует такой атавизм, как имущественное обеспечение кредита, который берется на открытие франчайзингового объекта.

Во многих странах наряду с низкими процентными ставками укоренено понимание того, что отработанная и эффективная бизнес-модель под известным брендом является своего рода залогом. По статистике, франшиза помогает раскрутиться в 8-9 случаях из 10, т.е. риск невозврата кредита минимален. И банкиры идут навстречу, предлагая специальные, "льготные" программы, которые, как правило, тесно увязаны с мерами государственной поддержки. Россия не спешит перенять этот опыт, а жаль.

В последнее время Российская ассоциация франчайзинга активно работает над решением проблемы финансирования франчайзинговых проектов. Наше взаимодействие с банками может и должно приобрести новое качество. Важным шагом в этом направлении стал бы отказ от имущественного залога по коммерческому кредиту, предоставляемому франчайзи. Мы видим большую проблему в размере административной ренты. Она есть везде, но в России, а особенно в Москве, превышает все разумные пределы. Стоимость разрешений (как законных, так и "неформальных"), в том числе на допуск к коммерческой недвижимости, подключение к инженерным сетям, необходимость "согласовывать" деятельность с правоохранительными органами, "решать вопросы" с контролирующими часто делают предпринимательскую инициативу заведомо убыточной. А франчайзинг не может быть непрозрачным. Он строится на доверии между партнерами, поэтому для нас жизненно важно оставаться в правовом поле.

Безусловно, трудности роста готового бизнеса в нашей стране обусловлены не только институциональными проблемами. От своих коллег, состоявшихся во франчайзинге, все чаще слышу о кадровом голоде. Не хватает предприимчивых людей, которым можно доверить дело, трудно подобрать квалифицированных специалистов. Ищем, учим... и опять-таки рассчитываем на заинтересованное участие государственных институтов.

Франчайзинг в России требует популяризации. К сожалению, многим инициативным людям этот живой, динамично развивающийся инструмент до сих пор просто неведом. Вероятно, информационных ресурсов заинтересованных предприятий и таких общественных организаций, как Российская ассоциация франчайзинга, недостаточно, чтобы франчайзинг в общественном сознании отделился от аутсорсинга и мерчандайзинга.

Существует проблема недостаточной осведомленности предпринимателей обо всех плюсах и минусах готового бизнеса, а также понимания того, как можно стать его частью. Это мешает предпринимателю принять окончательное решение о покупке франшизы. Анализ, проведенный Российской ассоциацией франчайзинга, свидетельствует также о низкой информированности предпринимателей относительно существующих на федеральном и региональном уровне программ государственной поддержки франчайзинга.

Обсуждение вышеперечисленных проблем в предпринимательском сообществе с привлечением экспертов, инвесторов, представителей финансовых кругов - как это было на представительном Международном форуме "Москва - территория франчайзинга", помогает нам находить оптимальные решения. Но, необходимо подчеркнуть, заметную роль в этом процессе должны сыграть государство, региональные администрации, муниципальные власти.

Бизнес