Борис Юрьевич, как вы думаете, почему именно вас назначили омбудсменом по делам российских предпринимателей?
Борис Титов: Потому что мы в "Деловой России" не первый день этой проблемой занимаемся. Мы с момента основания активно защищали права отечественных предпринимателей, своих соратников и коллег, и не раз надоедали президенту, тогда еще премьер-министру, с проблемами отдельных предпринимателей. Ему даже приходилось вмешиваться.
Чуть более года назад мы пришли к выводу о необходимости вести в правозащитной сфере системную работу и создали Центр общественных процедур "Бизнес против коррупции", который ведет борьбу за права предпринимателей сразу по двум важным направлениям. Это прежде всего защита конкретных людей, попавших в жернова уголовного преследования, а также систематизация лазеек в законодательстве, которыми пользуются коррупционеры и недобросовестные чиновники, с последующей разработкой более совершенных законов.
По каким основным направления вы собираетесь работать в новой должности?
Борис Титов: Наши дела могут показаться не самыми важными для государства. Мы помогаем отдельным предпринимателям, причем не тем, кто на виду, кто создает мощь экономики России. А как раз тем, кто работает в регионах, на своих малых и средних предприятиях и на самом деле составляет платформу отечественной экономики. К сожалению, их пока у нас маловато и их очень сильно обижают. Поэтому главным своим направлением в работе я вижу защиту предпринимателей, права которых попраны, которые сидят в тюрьмах, у них пытаются или уже отобрали бизнес чиновники. Если раньше недобросовестные чиновники преследовали предпринимателей ради взяток, то сегодня их цель овладение бизнесом, они пытаются его атаковать. Мы будем работать с крупными компаниями, иностранными инвесторами. Многое придется изменить и в действующем законодательстве. Правила игры формируются в наших взаимоотношениях с властью, они требуют изменений, в частности, уголовного законодательства. Кроме того, будем работать и в налоговой, тарифной сферах. А также в вопросах выделения земель. Мы планируем ввести общественных омбудсменов по каждому из этих направлений.
Значит ли это, что без внесения поправок в законодательство вы не сможете начать свою работу?
Борис Титов: Я уже начал работать. Более того, полтора года работает центр общественных процедур "Бизнес против коррупции". Пять предпринимателей мы уже из-под уголовных дел вытащили. Троих - из тюрем.
Уже в должности уполномоченного по правам предпринимателей я принимал участие в выездном заседании центра в Уфе 23 июля. Важно, что в его работе также приняли участие высшие лица Республики Башкортостан, в том числе руководитель администрации президента РБ и министр МВД РБ.
Рассматривали три дела. По одному из них уже есть положительный результат. Мы нашли многочисленные нарушения в процессе по делу челябинского предпринимателя Анатолия Меркулова. Его задержали и заключили под стражу до суда с множеством процессуальных нарушений, в том числе нарушив запрет на содержание под стражей людей с тяжелыми заболеваниями, а у Анатолия целый ряд сердечно-сосудистых заболеваний. В результате нашего вмешательства Анатолия Меркулова освободили из СИЗО до суда.
В каждом регионе будут ваши представители?
Борис Титов: В каждом регионе будет свой омбудсмен. Но полномочия у них будут свои. Они смогут от своего имени подавать заявления в суды, прекращать действия тех или иных государственных актов. Это полномочия беспрецедентные, это будет новый этап в нашей работе.
Можете ли вы подробнее рассказать, какие нужно внести поправки в законодательство?
Борис Титов: Если говорить об уголовном законодательстве, то главное добиться тех целей, которые упомянуты президентом в указе от 7 мая. Там сказано, что хозяйственные споры должны решаться в экономическом пространстве, в гражданском, правовом поле. Подчеркиваю, в гражданском правовом поле, а не в уголовном. Мы предлагаем целый комплекс мер. Например, из общего массива уголовных дел мы попытаемся выделить дела с таким отдельным квалифицирующим признаком, как предпринимательская деятельность. Чтобы к предпринимательской деятельности было свое, особое отношение. И закон действовал особым образом для тех случаев, которые происходят именно в области предпринимательской деятельности. Многие спрашивают, по экономическим статьям есть ли особые условия, можно ли не сажать на стадии предварительного следствия. Мы объясняем, что предприниматели такие же граждане, ничем не лучше, чем другие, но само их предприятие, бизнес привлекают особое внимание. Он очень важен для страны, потому что там создается прибыль для страны, которую все потом делят. Знаете, как машина инкассатора. Водитель ее ездит по тем же правилам, по тем же дорогам, как и все остальные. Но когда ставят на крышу такой машины мигалку, все понимают, что везут деньги. Особенно это привлекает бандитов. Бизнес надо защищать, как инкассаторскую машину! Правовую броню вокруг бизнеса должны воздвигать еще больше, чем для простых граждан. И условия для предпринимательской деятельности мы создаем особые. Во-первых, мы напишем, что такое предпринимательская деятельность в уголовном праве. Сейчас это прописано в Гражданском кодексе, но мы хотим, чтобы это было прописано и в Уголовном, Уголовно-процессуальном кодексах. Уголовные дела по предпринимательской деятельности надо открывать только если не выполнено решение гражданских судов. То есть должны быть для начала решения арбитражного или гражданского суда общей юрисдикции в рамках гражданского правового поля. Если они не выполнены, то тогда можно смело открывать уголовное дело. Но сначала надо пройти гражданскую процедуру. 159-я статья УК - мошенничество. Сегодня около 70% дел в экономической сфере открывается по этой статье. Ее натянуть можно на все что угодно. При этом находят умысел. Ведь мошенничество - деяние, проведенное с умыслом.
Доказать этот умысел невозможно.
Борис Титов: Они должны доказывать. По этой статье в 99% случаях заявитель не потерпевшая сторона. Заявитель - милиционер, то есть представитель правоохранительных органов. Почему? Потому что нет потерпевших, потому что цель - отобрать бизнес. Пример - Ульяновская область. Там один предприниматель-строитель, который заготавливал срубы, попал на деньги. Произошел несчастный случай, выгорела та делянка, где он покупал лес. В результате предпринимателю не удалось на несколько миллионов рублей выполнить свои обязательства перед клиентами по контрактам. Через два года гражданских судов пришел полицейский, написал заявление по 159-й статье, нашел умысел в действиях предпринимателя. Якобы он заранее планировал, что лес сгорит, чтобы не выполнить заказ в результате форс-мажорных обстоятельств. Начиналось уголовное дело, предприниматель под подпиской, ему светит десять лет тюрьмы. Мы стараемся ему помочь.
Сколько человек работает в вашей структуре?
Борис Титов: Пока еще штат не сформирован. Президент дал наказ создать отдельное управление, которое будет одновременно являться общественной приемной. Она должна быть в городе, чтобы люди могли прийти и свои обращения отстаивать. В каждом регионе должны заработать наши общественные приемные. В Москве предполагается штат в 35 человек. Пока мы работаем на общественных началах с "Деловой Россией", с РСПП, с другими организациями. Конечно, прежде всего с ЦОП "Бизнес против коррупции", который на общественных началах обеспечивает работу аппарата омбудсмена. Надеюсь, теперь в сочетании с полномочиями омбудсмена деятельность центра станет намного более эффективной.
Вы недавно упомянули, что вы знаете, как бороться с коррупцией. У вас есть свой рецепт?
Борис Титов: "Деловая Россия" предлагала много разных вариантов. Есть праволиберальный центр, который называется "Правый поворот", и там мы предлагали целый набор мер по борьбе с коррупцией. Как омбудсмен я прежде должен заниматься своим делом, решением конкретных проблем, конкретных обращений предпринимателей - это сильный ход в борьбе с коррупцией.
Я уверен, что глобальные решения в борьбе с коррупцией должны быть найдены. Они лежат в плоскости очень серьезных специальных мер государства. Системную коррупцию не побороть отдельными изменениями законодательства, которые пытаются сейчас сделать декларацией не только доходов, но и расходов чиновников, запретом на владение чиновниками недвижимостью за границей. Это только косметические меры. Ситуация настолько сложная, что нам нужно предпринимать серьезные усилия: давать полномочия специальным институтам, как это было в свое время в Корее, Италии (операция "Чистые руки", когда спецпрокурор или специальные подразделения будут иметь особые права, подчиняться только президенту и смогут с отрытым забралом вычищать "авгиевы конюшни"). Но при этом, как мы предлагали в "Правом повороте", эту меру ввести вместе с другой: дать возможность искупления - дать возможность чиновникам задекларировать свои неправильные доходы, заплатить с них налоги, уйти с работы. И в этом случае их не тронут. Сегодня ни одна спецгруппа все не расчистит. У нас так много чиновников, погрязших в глубокой коррупции, что борьба будет направлена против целой системы, а не одного-двух чиновников. Для того чтобы ослабить фронт соперника, надо дать им возможность сдаться в плен, но за деньги. Тогда результат будет эффективным.
Куда обращаться тем предпринимателям, которые считают, что их права попраны?
Борис Титов: В центр общественных процедур "Бизнес против коррупции", в "Деловую Россию" или на имя уполномоченного. Все равно все обращения в конечном итоге окажутся у меня на столе. Сегодня я получаю по тридцать - сорок обращений в день. Мы рассматриваем обращения, но не все. Только около 20% проводим через общественную процедуру, признаем, что права предпринимателя нарушены и начинаем помогать. Остальные отфильтровываются. Если кто-то где-то забор неправильно поставил или родственники квартиру делят, социальные вопросы, особенно связанные с недвижимостью. Это не наш вопрос. Есть уполномоченный по правам человека. Обращайтесь с этим к нему. Кстати, к нам нередко обращаются и те, кто реально проворовался: использовал бюджетные средства или бабушек обманывал. Бизнес у нас неоднородный. Мы помогаем только тем, кого мы считаем честными, справедливыми предпринимателями, которых реально обидели. Поверьте, у нас работают очень квалифицированные юристы, способные отделить мух от котлет.
Каков механизм работы?
Борис Титов: У нас есть специальная процедура. Первый фильтр обращения проходят, когда региональное отделение сообщает нам, что такая компания существует, проблемы есть и надо их рассматривать. Пока это делаем через региональные отделения "Деловой России". Когда будут назначаться региональные уполномоченные, то они будут этим заниматься. Они могут и сами рассматривать обращение, смогут передавать его наверх, если у них нет соответствующей процедуры. Очень важен следующий этап: юридическая и общественная оценка. У нас она работает уже полтора года. Мы привлекаем к работе на общественных началах российские юридические компании. Они делают нам юридические заключения бесплатно. Конечно, сроки пока немалые. Тратится больше месяца. Будем работать над тем, чтобы ускорить процедуру.
Когда-нибудь у вас будут обязательные сроки?
Борис Титов: Уполномоченный - это государственный чиновник, а на обращение к госчиновнику ответ должен быть предоставлен в течение тридцати дней. Омбудсмены по налогам, тарифам, энергетике, экологии будут работать в рамках нашей системы уполномоченного, но на общественных началах. Это будут люди в основном из бизнеса, но могут быть и юристы или просто компетентные специалисты. Самая важная экспертиза понять, прав или не прав предприниматель. Нарушены ли его права или же он сам нарушил права других. У нас очень много людей работают на общественных началах, например, в "Деловой России". Некоторые еще и приплачивают за свою общественную работу. Крупные предприниматели с миллиардными оборотами тратят до 30-40% своего времени на "Деловую Россию". Ну не единым бизнесом жив человек. К примеру, мы предложили Анатолия Лейриха на должность общественного омбудсмена по защите прав российских предпринимателей за рубежом. Он сам предприниматель, у него есть свой бизнес в области машиностроения, автомобильных компонентов. Он получил за рубежом такой опыт предпринимательской деятельности, который мало кому снился в России. Сегодня он, наученный горьким опытом, хочет помогать другим, чтобы не наступали на одни и те же грабли при ведении бизнеса в других странах.
Много ли российских бизнесменов обращаются с просьбой защитить их права за рубежом?
Борис Титов: Например, к нам пришло обращение от МТС. Компания просила защитить их инвестиции за рубежом. Деятельность их дочерней структуры была практически прекращена в Узбекистане, где они являлись самым крупным оператором связи. Узбекская прокуратура арестовала пятерых человек, один из них россиянин. Мы пытаемся помочь, но за рубежом это делать еще сложнее, чем в России. Главное, что нашими действиями мы привлекаем общественное внимание. Руководителю любой страны не все равно, как к нему относятся.
А иностранным предпринимателям в России вы тоже можете помочь?
Борис Титов: У нас уже довольно много таких обращений. К примеру, в Красноярске сейчас строится завод ферросплавов. Часть местных жителей выступили против: мол, тем самым будет испорчена экология, и строительство практически заморожено. Вот его владельцы, иностранные инвесторы, уже обратились ко мне. Будем разбираться.
Новые предприятия должны отвечать всем экологическим нормам и требованиям. С другой стороны, без промышленности развития у страны не будет. Так что буду помогать найти компромисс, содействовать проведению многосторонних переговоров с участием инвесторов и общества. Привлечем к обсуждению экологическую организацию, которая вызывает доверие обеих сторон.
Но этот случай еще в рамках правового поля. Есть даже вопиющие факты отъема собственности у иностранцев. Рейдеры не делают разницы между нашими и иностранцами. Перед иностранцами не млеют, их так же мучают, как и наших. С каждым обращением мы работаем отдельно, помогаем. Есть совершенно вопиющие факты. Некоторые иностранцы ведут себя в России как дети. В 2003 году выиграли арбитражное дело, ожидали платежа, но до сих пор его не получили, хотя прошли все судебные инстанции. Судебные приставы в 2008 году получили деньги иностранного бизнесмена на свой счет и так и не отдали. Теперь мы пойдем к судебным приставам, и они отдадут эти деньги иностранному предпринимателю.
Если раньше бедные иностранцы могли только просить, то теперь я могу за них требовать и встречаться по этому поводу в кабинете прокурора. Главное, что у нас есть институт совместной работы с прокуратурой и МВД. В прокуратуре создано специальное управление по работе с предпринимательским сообществом, назначен первый заместитель Генерального прокурора Александр Буксман. В его обязанности вменены вопросы, связанные с защитой предпринимательства. Мы надеемся, что эта связка будет хорошо работать, без них будет сложно.
Не менее плотно ведется работа с МВД. Мы обсуждаем с ними возможность внесения изменений в закон об оперативно-розыскной деятельности. Сейчас он дает очень серьезные полномочия руководителям среднего и низкого звена - обыск и выемку документов можно провести с разрешения начальника подразделения. Конечно, МВД не может отказаться от проведения таких мероприятий. Они должны реагировать на нарушения. Но проблема в том, что сегодня в ходе таких мероприятий можно изымать оригиналы документов на срок до 30 дней. В результате этих изъятий полностью блокируется работа компаний. Во-первых, мы хотим договориться о том, чтобы в МВД была налажена внутренняя система выдачи разрешений на оперативно-розыскную деятельность. Во-вторых, мы считаем, что нельзя изымать оригиналы документов и компьютеры. Будем создавать рабочую группу и со Следственным комитетом.
Как часто вы проводите рабочие встречи?
Борис Титов: Недавно я участвовал в заседании федеральной коллегии прокуратуры РФ. Коллегия была посвящена подведению итогов первой половины года. Я выступал по вопросам защиты прав предпринимателей. Мы сейчас подписываем соглашение, в рамках которого будем создавать специальную рабочую группу - оперативный штаб. В него мы будем сразу направлять вопросы по конкретным жалобам, содержащие нашу общественную оценку. Прокуратуре не нужно будет мучиться вопросом, прав ли предприниматель или нет. За это отвечаем мы. Мы приносим дела к ним только тогда, когда мы уверены на сто процентов, что предпринимателя здесь мучают. Мы несем им общественное заключение. По этому заключению прокуратура начинает работать вместе с нами.
Когда аппарат омбудсмена заработает с максимальной эффективностью?
Борис Титов: Все станет на свои места до 1 декабря, когда должны принять федеральный закон "Об уполномоченном по защите прав предпринимателей". Этот закон нужен, система будет базироваться на нем, а также на аппарате федерального и региональных уполномоченных, которые тоже должны действовать по региональным законам и работать в каждом субъекте РФ.
Зачем нужны собственные региональные законы об уполномоченном по защите прав предпринимателей?
Борис Титов: У омбудсмена должны быть региональные полномочия. Мы не можем передать региональным уполномоченным все права федерального омбудсмена. Они будут существенно отличаться. Конкретные полномочия будут зависеть от специфики каждого конкретного региона, от особенностей местного законодательства, набора наиболее актуальных проблем у местного бизнеса. Конечно, мы будем стремиться к тому, чтобы какой-то минимальный набор одинаковых полномочий был бы у всех региональных омбудсменов.
Так логично предположить, что должность уполномоченного по правам предпринимателей без возможности направлять официальные запросы напрямую к руководителям региональных отделов силовых ведомств не имеет смысла. Но стопроцентного совпадения не будет, в каждом регионе будет отдельный переговорный процесс с его руководством.
Справка "РБГ"
Борис Титов родился 24 декабря 1960 года. В 1983 году окончил МГИМО. Возглавлял ряд компаний, в том числе и "Абрау-Дюрсо". В течение пяти лет был вице-президентом РСПП. В 2004 г. стал председателем "Деловой России". С 2006 по 2009 год - член Общественной палаты РФ. Член экспертного совета по развитию предпринимательства при минэкономразвития, общественных советов при минпромторге, минтрансе и Ростехнадзоре, совета по ВЭД при минэкономразвития, научно-консультативного совета при Генпрокуратуре России. Председатель Совета союза виноградарей и виноделов России. В 2008 году награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" I степени.
200 обращений предпринимателей из разных регионов страны поступило за полтора года работы Центра "Бизнес против коррупции".
60 предпринимателей обратились за помощью к Борису Титову после назначения его бизнес-омбудсменом.
10 рейдерских атак на предприятия остановлено.
6 незаконно возбужденных уголовных дел против предпринимателей прекращено за минувший год, отменено два неправосудных приговора, предусматривающих существенные сроки лишения свободы в отношении Дмитрия Малова (Кострома), Виталия Воробьева (Астрахань), в результате чего они вышли на свободу.