21.08.2012 00:25
Общество

В школу необходимо вернуть предмет МХК

В школу надо вернуть учебный курс по мировой культуре
Текст:  Елена Командышко (доктор педагогических наук, старший научный сотрудник Института художественного образования РАО)
Российская газета - Федеральный выпуск: №191 (5864)
Идею "100 лучших фильмов" для школьников можно только приветствовать. Так же как и идею "100 книг для школьников". К этому я бы добавила такое же количество произведений музыкального искусства, изобразительного, театрального. Только зачем для этого вводить отдельный предмет? Не лучше ли вернуть учебный курс "Мировая художественная культура", позволяющий рассматривать все виды искусства?
Читать на сайте RG.RU

Решение проблемы заключается в профессиональной подготовке учителя, который и должен заинтересовать детей просмотром фильмов (это может быть и учитель истории, и литературы). И дело тут не в количестве, а в качестве преподнесенного учебного материала. Сегодня от учителя требуется готовность применять инновационные педагогические технологии, методику погружения школьников в атмосферу творчества, размышлений и переживаний. Это "высший пилотаж" учителя.

Приведу лишь два примера из опыта своей работы со старшеклассниками. Изучаем тему: отечественная культура XIX века. Можно, конечно, по традиции сделать вступительное слово: о ее могучем подъеме, порожденном событиями Отечественной войны 1812 года и движением декабристов. А можно задать вопрос: "Какими были молодые люди XIX века? Какой смысл вкладывали в понятия "честь" и "достоинство"? И предложить ребятам найти ответ в стихах Марины Цветаевой, романсе композитора Андрея Петрова из кинофильма "О бедном гусаре замолвите слово" Эльдара Рязанова, замечательной картине "Звезда пленительного счастья" режиссера Владимира Мотыля...

Чрезвычайно важная составляющая кинопросмотров - событийность. Вот в этом году мы отмечаем 200-летие Бородинского сражения. В школах творческий учитель обязательно будет подбирать и кинофильмы, и музыку, и произведения изобразительного искусства.

Или другой пример. Говорим с ребятами о нравственных проблемах современного общества, о том, что сегодняшней молодежи достаются в наследство не только достижения предшествующих поколений. Ставлю вопрос: почему до сих пор поют и слушают песни Владимира Высоцкого? Разгорается дискуссия. Сам Владимир Высоцкий в одном из интервью говорил: "Во всех вещах есть мой взгляд на мир, на проблемы, на людей, на события, о которых идет речь. Мой и только мой собственный взгляд..."

Прослушав "Я не люблю" Высоцкого, ученики выделяют наиболее запомнившуюся фразу автора, в которой отображается активная жизненная позиция: "... не люблю фатального исхода; холодного цинизма; когда стреляют в спину; ненавижу сплетни в виде версий; уверенности сытой; насилье и бессилье; когда невинных бьют..." и т.д. Таким образом, мы имеем возможность в контексте обсуждения содержания песен Высоцкого подвести учащихся к важным ценностным ориентирам, разговору о сложных человеческих взаимоотношениях. Подвести к просмотру кинофильма "Вертикаль", в котором Высоцкий сыграл одну из главных ролей. Но это уже будет иной разговор, с позиции канонов киносъемки и художественного замысла режиссеров фильма.

Хочу заметить, что выбор в настоящее время того или иного фильма - это, прежде всего, раскрытие определенных проблем, к решению которых и подводит киноискусство. Потому необходимо не только назвать кинофильмы, но, прежде всего, обозначить критерии, по которым выстраивается оценка и подбор произведений киноискусства для школьников.

Образование