Решение проблемы заключается в профессиональной подготовке учителя, который и должен заинтересовать детей просмотром фильмов (это может быть и учитель истории, и литературы). И дело тут не в количестве, а в качестве преподнесенного учебного материала. Сегодня от учителя требуется готовность применять инновационные педагогические технологии, методику погружения школьников в атмосферу творчества, размышлений и переживаний. Это "высший пилотаж" учителя.
Приведу лишь два примера из опыта своей работы со старшеклассниками. Изучаем тему: отечественная культура XIX века. Можно, конечно, по традиции сделать вступительное слово: о ее могучем подъеме, порожденном событиями Отечественной войны 1812 года и движением декабристов. А можно задать вопрос: "Какими были молодые люди XIX века? Какой смысл вкладывали в понятия "честь" и "достоинство"? И предложить ребятам найти ответ в стихах Марины Цветаевой, романсе композитора Андрея Петрова из кинофильма "О бедном гусаре замолвите слово" Эльдара Рязанова, замечательной картине "Звезда пленительного счастья" режиссера Владимира Мотыля...
Чрезвычайно важная составляющая кинопросмотров - событийность. Вот в этом году мы отмечаем 200-летие Бородинского сражения. В школах творческий учитель обязательно будет подбирать и кинофильмы, и музыку, и произведения изобразительного искусства.
Или другой пример. Говорим с ребятами о нравственных проблемах современного общества, о том, что сегодняшней молодежи достаются в наследство не только достижения предшествующих поколений. Ставлю вопрос: почему до сих пор поют и слушают песни Владимира Высоцкого? Разгорается дискуссия. Сам Владимир Высоцкий в одном из интервью говорил: "Во всех вещах есть мой взгляд на мир, на проблемы, на людей, на события, о которых идет речь. Мой и только мой собственный взгляд..."
Прослушав "Я не люблю" Высоцкого, ученики выделяют наиболее запомнившуюся фразу автора, в которой отображается активная жизненная позиция: "... не люблю фатального исхода; холодного цинизма; когда стреляют в спину; ненавижу сплетни в виде версий; уверенности сытой; насилье и бессилье; когда невинных бьют..." и т.д. Таким образом, мы имеем возможность в контексте обсуждения содержания песен Высоцкого подвести учащихся к важным ценностным ориентирам, разговору о сложных человеческих взаимоотношениях. Подвести к просмотру кинофильма "Вертикаль", в котором Высоцкий сыграл одну из главных ролей. Но это уже будет иной разговор, с позиции канонов киносъемки и художественного замысла режиссеров фильма.
Хочу заметить, что выбор в настоящее время того или иного фильма - это, прежде всего, раскрытие определенных проблем, к решению которых и подводит киноискусство. Потому необходимо не только назвать кинофильмы, но, прежде всего, обозначить критерии, по которым выстраивается оценка и подбор произведений киноискусства для школьников.