23.08.2012 00:33
В мире

Власти Чехии задержали американского автопромышленника за коррупцию

Власти Чехии задержали крупного американского автопромышленника по обвинению в коррупции
Текст:  Максим Макарычев
Российская газета - Федеральный выпуск: №193 (5866)
Полиция Чехии задержала в Праге по обвинению в коррупции известного американского автопромышленника Рональда Адамса. Он является управляющим менеджером знаменитой чешской компании по производству грузовиков "Татра", принадлежащей американцам.
Читать на сайте RG.RU

В компании сообщили журналистам, что Рональд Адамс, который руководит менеджментом "Татры" с 2006 года, был арестован и обвинен в даче взяток высокопоставленным чешским офицерам якобы с целью получения выгодных оборонных заказов. Представители чешской полиции отказались сообщить подробности ареста, признав, что Адамс был обвинен "в подкупе в связи с контрактом с чешской армией". Правда, силовики не уточнили, о каком тендере идет речь, ссылаясь на особую секретность дела. Представители "Татры" категорически отвергают обвинения, выдвинутые в адрес Адамса, заявляя, что они беспочвенны и основаны исключительно на показаниях людей, которые были осуждены и обвинены в коррупции.

62-летний американец, судя по всему, пока отделался легким испугом. Уже через несколько часов после задержания он был освобожден из-под стражи, и на время расследования останется на свободе без права покидать пределы Чехии. Между тем обстоятельства, а главное причина задержания Адамса, стали полной неожиданностью для  аналитиков. Выяснилось, что "наводку" на бизнесмена дал не кто иной, как бывший министр обороны Чехии Мартин Бартак. Он был осужден в 2010 году по одному из самых громких коррупционных дел в новейшей истории Чехии. Министр получил статью по обвинению во взятках. По оценке экспертов, столь поздняя дача показаний на американца может быть вызвана исключительно коррупционной составляющей, как и тем, что Бартак, пойдя на эту сделку с правоохранительными органами, рассчитывает на условно-досрочное освобождение.

Однако в этой истории есть еще один момент. В чешских СМИ в свое время упоминалось о неприятной ситуации при контактах американского руководства "Татры" и Бартака, тогда еще замминистра обороны Чехии во время его визита в Вашингтон в 2008 году. Тогда как раз решалось, какой из фирм "Татре" или "Праге" отдать военный контракт на производство грузовиков для армии. Тогда в ходе встречи с руководством "Татры" Бартак, по уверению "Радио Прага", сказал, что может "легко уладить проблемы". Однако американцы от этого заманчивого предложения отказались, законно получив контракт. Вскоре был арестован уже сам Бартак. Это произошло после того, как бывший посол США в Чехии Вилиам Кабанисс заявил, что экс-министр обороны "вымогал взятки". Так что "наводка" Бартака может и трактоваться как своего рода "месть".

Это уже второй коррупционный скандал в этом году в Чешской республике, связанный с оружейными контрактов. Весной 2012 года другому бывшему министру обороны Чехии - Власту Парканову были предъявлены обвинения в нецелевом использовании государственных активов при покупке военных самолетов, которые покупались в большом количестве по завышенной цене. В настоящее время следственные органы завершают расследование в отношении экс-министра.

Эксперты недоумевают и по поводу того, зачем, если верить экс-министру, руководству компании нужно было давать взятки за некие оборонные заказы: в последние годы "Татра" фактический монополист на чешском рынке грузовиков выпустила их новую линию. Фирма производит тяжелые грузовики с хребтовой рамой, которая позволяет строить автомобили более легкие, чем с несущей рамой. В сочетании с дизельными двигателями воздушного охлаждения они стали гораздо более экономичными по сравнению с предшественниками.

Справка "РГ"

Хотя "Татра" известна во всем мире своими грузовиками, которые в свое время поставлялись из социалистической Чехословакии в СССР, эта фирма, основанная еще в 1850 году, долгие годы производила и продукцию военного назначения. В частности, после второй мировой войны, когда она была национализирована новыми властями, "Татра" производила тяжелые грузовые автомобили, которые использовались, как колесная база для различной тяжелой военной техники. Особую популярность у военных стран советского блока из продукции концерна получила 152-миллиметровая самоходная пушка-гаубица "Дана".

Чехия