22.08.2012 00:30
В мире

Украинские сторонницы Pussy Riot переусердствовали в эпатаже

Украинские сторонницы Pussy Riot переусердствовали и восстановили против себя всех
Текст:  Янина Соколовская (специально для "РГ")
Российская газета - Федеральный выпуск: №192 (5865) Российская газета - Столичный выпуск: №192 (5865)
Уничтожение креста, установленного Киевом в память о жертвах политических репрессий, назвали украинским ответом на приговор панк-группе Pussy Riot. Акцию провели активистки FEMEN. Журналисты их охотно отсняли и популяризировали в интернет- и телепространстве. Ни пресса, ни милиция "крестоповалу" не мешали. Официально сотрудники МВД прибыли на место происшествия через час после того, как все разошлись.
Читать на сайте RG.RU

Дело открыли по факту хулиганства, теоретически виновницам грозит 4 года тюрьмы. Практически же они на допросы не ходят, к следственным действиям не привлечены, охотно общаются с поклонниками в Интернете и заявляют, что Европа их защитит, потому что они - почти что Тимошенко, только моложе. Это сравнение вполне уместно: по украинской политологической легенде, FEMEN и Юлию поддерживает один и тот же человек.

На 21-м году Независимости совершеннолетней Украине горилку пить можно, но не за здравие гражданского общества, а за его упокой. Страна вышла на новый уровень псевдосвободы, когда слом устоев и крестов становится традицией. Вандалы регулярно, раз в год, жарят яичницу на Вечном огне в Киеве. Один раз они получили три года условно, еще раз три месяца пробыли в тюрьме. Два месяца назад изуродовали памятник Николаю Гоголю в Киеве. Выложили в Интернет видео, где писателю зачитывают приговор, обвиняя его в том, что он - русский. Несмотря на это доказательство, виновных милиция не нашла.

История "подвигов" FEMEN эпатажна и достойна не телесюжета, а статьи - не газетной, но уголовной. Официально девушки живут с того, что продают в Интернете отпечатки груди и прочие "клубные сувениры". У них есть штатный психолог, который морально готовит их к акциям и называет их "топлесс-активистками". В организации, как рассказывали мне ее активистки, 15 тысяч участниц, но готовых на топлесс-протест - около сотни. Среди них и дамы вполне пенсионного возраста.

"Одна топлесс-активистка способна остановить и деморализовать толпу", - учит дам психолог, которую они именуют "мамой". В ряды FEMEN принимают, как правило, студенток, но есть и школьницы. Впервые FEMEN заявили о себе на Украине в 2008 году. С тех пор они ославились своими эпатажными выходками в Москве и Минске, выбегали в неглиже перед Патриархом Русской православной церкви и послом Ирана, "рекламировали" накануне Евро-2012 Украину как страну дешевых женщин. Киевские политологи говорят о FEMEN как о недорогом и эффективном проекте блондинок, которых можно использовать вслепую. Но на крест FEMEN покусились впервые. К акции, о которой якобы никто не знал, подготовились заранее. Собрали журналистов возле Октябрьского дворца - бывшего института благородных девиц, ставшего НКВД, а позже - концертным залом. Обвязали рядом стоящий крест веревками, подключили пилу, разрушили деревянную основу и стянули крест на землю.

"Я дал им для акции свой генератор. Думал, они действуют в защиту Рussy Riot. Но то, что сделали с крестом, не поддержка, а преступление. Мне лично очень обидно", - говорит теперь один из основателей гражданского движения "Сохрани старый Киев" Игорь Луценко. Позже он поможет установить на месте обрушенного креста новый.

Вандализм, замаскированный под демократию, стал трендом нынешнего политического сезона. Он не финиширует парламентскими выборами 28 октября, он получает второе дыхание. В январе 2015-го страна будет выбирать президента, в такой ситуации все средства считаются пригодными.

Разрушение креста должно было спровоцировать реакцию церкви, власти и журналистов. Но она либо отсутствует, либо вызывает удивление. Украинская общественная организация "Православный выбор" сообщила, что павший крест для них - неканонический, потому ничего не значащий. "Крест был установлен греко-католиками в 2004 году, во время "оранжевой революции", мы к нему отношения не имеем", - сказали православные, объяснив, почему вандализм их не встревожил.

"Мы-то тут при чем? - спросил пресс-секретарь Римско-католической церкви епископ Виталий

Скомаровский. - Крест устанавливали не мы. Соответственно, не будем вмешиваться". "Очевидно, что женщины пошли по пути богохульства и кощунства. Но Церковь своего отношения к ним не изменит. Мы будем молиться об уничтоживших крест", - сообщил представитель Украинской православной церкви Московского Патриархата протоиерей Георгий Коваленко.

Реакция власти на произошедшее не прослеживается. Президент Украины ситуацию не комментирует, а руководитель Главного управления по гуманитарным и общественно-политическим вопросам администрации президента Анна Герман заявляет: "Мир давно разделился на тех, кто уничтожает кресты, и на тех, кто им поклоняется. Это - как проявление добра и зла. Активистки FEMEN осквернили символ веры. Мне кажется, лучшая реакция на такие проявления вандализма - это спокойное отношение к происходящему. Мы им окажем слишком много чести, если станем обращать внимание на их выходки".

Депутаты говорят о ситуации обреченно. "Нет сомнений, что совершено преступление. Но законно препятствовать ему бесполезно, рычагов недостаточно", - говорит народный депутат от Партии регионов Василий Горбаль. Депутаты в случившемся винят не столько блондинок из FEMEN, сколь журналистов, поощрявших вандалов. "Если бы пресса игнорировала такие акции, организаторы не достигли бы своих целей", - говорит протоиерей Георгий Коваленко.

Коллеги же на этот призывы реагируют непонимающе. "Мы на работе, кто первый отснялся, тот и прав. Фотографии топлесс-акций хорошо продаются", - говорят те, кто постоянно делает фотохронику украинского позора.

"В нынешней истории меня возмущает то, что журналисты просто стояли, снимали происходящее на камеры, фотографировали и не мешали надругательству над святыней", - говорит депутат Киевсовета Александр Бригинец. Он с коллегами участвовал в установке нового деревянного креста на месте поверженного. Милиция теперь ищет FEMEN и не может найти. Их киевский офис закрыт, все, видно, ушли в подполье. "По факту снесения поклонного креста пока никто не задержан, - официально заявил пресс-секретарь киевской милиции Игорь Михалко. - Кодекс предусматривает за такое нарушение до четырех лет лишения свободы".

Украина же вошла в тот период роста государственности, когда гражданское общество далеко и не сформировано, а вандализм близок и называем демократией. "Крестоповал", произошедший накануне праздника Преображения, не всколыхнул страну. Граждане спокойно пошли в церковь - яблоки святить.

Александр Рар, немецкий политолог:

- Я бы не сказал, что акция FEMEN осталась незамечена, просто по сравнению с делом "Пусси Райот" она ушла в тень. Да и сами "Пусси" попали на первые полосы не сразу после своего выступления в храме Христа Спасителя, а после ареста. Думаю, что и в Украине будут подвижки на сей счет, дело серьезное. Состав украинского общества, возвращение к религиозным традициям играют не менее серьезную роль, чем в России. Думаю, что в Украине тоже наступит очень жесткая реакция. Впрочем, мы живем в ситуации, когда непонятно, куда все будет развиваться. Тех же "Пусси Райот" в конце концов могут помиловать. Но, похоже, все действительно идет к войне культур, цивилизаций, где с одной стороны - западный постхристианский мир, весьма агрессивно и догматически исповедующий либеральные ценности, а с другой - достаточно фундаменталистские христианские традиции неохристианских обществ, к которым я приписываю Россию и Украину, где религия 80 лет была запрещена. Сейчас же она чуть ли не государственная и играет существенную роль для самоидентификации многих людей, не только для политиков. Поэтому в России и Украине отношение к подобным поступкам более жесткое, чем в Европе. Хотя на Западе такие вещи тоже считаются грубым хулиганством и караются законом.

Если наказание FEMEN будет административным или они отделаются штрафом, это не вызовет шквал критики на Западе. Если же последует тюремный срок, то ситуация будет накаляться и атаки со стороны тех же общественных деятелей и интеллектуалов продолжатся. Впрочем, на Западе эти акции получают не только поддержку. Многие начинают понимать, что традиционные начала, институт веры должны каким-то образом быть защищены государством и законом.

Марк Руссе, французский политолог и историк:

- Я считаю выходку девушек-анархисток из украинского движения Femen преступной, омерзительной. Не менее, чем та, что в храме Христа Спасителя в Москве устроили их "духовные" сестры из панк-группы Pussy Riot. Правда, о тех, кто, спилив крест в Киеве, наплевал на память о жертвах сталинских репрессий, у нас мало говорят и пишут. Весь пыл, на мой взгляд, во многом лицемерного негодования направлен на решение московского суда, приговорившего троицу к двум годам колонии. Замечу, что лично я не удивлен таким вердиктом: со святотатством надо бороться не только увещеваниями и наставлениями, но и строго по закону. Кстати, во Франции за хулиганские действия и надругательство над религиозными чувствами людей также полагается тюремный срок. Попробовал бы кто устроить нечто подобное в соборе Парижской Богоматери или в Большой парижской мечети, что находится в полутора километрах от него, уверен, что реакция прихожан и, надеюсь, властей была бы весьма показательной.

И вот еще что. Шумиху вокруг Pussy Riot следует рассматривать, отдавая себе отчет в том, что, хотя "холодная война" вроде бы закончилась, информационная война против России продолжается. И здесь любой повод хорош. История с "панк-девами" - тому наглядное подтверждение.

Подготовили Виктор Мамин и Вячеслав Прокофьев

Украина