Идея не нова и давно продвигается всеми возможными способами в правительстве и Госдуме. Однако благодаря уральским полицейским обрела вариант законодательной инициативы. Предложение внесено в местную Думу, законодатели ответили на нее положительно и уже на ближайшей сессии собираются ее принять. Соответственно, инициатива обретет форму законопроекта, который попадет в Госдуму.
Уральские полицейские приводят в пример женщину, которую остановили за небольшое нарушение правил, но при проверке выяснилось, что она уже лишена прав на полтора года, и это не помешало ей снова сесть за руль. В нашей стране огромное количество водителей лишены прав более чем на тридцать лет. Рекордсмен, лишенный прав на 80 лет, уже погиб в аварии. Вылетел в кювет. Слава богу, был без пассажиров. Проблема в том, что само по себе лишение прав не приносит должного результата. Водитель протрезвел и снова сел за руль. Это первые два года для него сложно выезжать на дороги. А если прав нет практически пожизненно, то и терять нечего. Пятнадцать суток административного ареста достаточно, чтобы протрезветь.
Таким образом, наказание становится условным. Что делать с такими горе-водителями? Самый простой вариант - лишать их на время лишения прав и автомобиля. Не сразу. Надо надеяться на сознательность граждан. Но за повторное нарушение - точно. Однако идею конфискации автомобиля будет довольно сложно вписать в систему прав собственности. Водитель может управлять автомобилем по доверенности. В этом случае у нарушителя не отберешь машину. Ограничить сферу доверия? Это сложно технологически.
Также уральские полицейские предлагают вернуться к балльной системе. Однако эта система тоже имеет много тонкостей. Как быть с нарушениями, зафиксированными с помощью приборов автоматической фотовидеофиксации нарушений? Штраф выписывается на автовладельца, а не водителя. Кому начислять баллы?
Примечательно, что эти предложения вчера прозвучали из уст начальника УГИБДД Свердловской области Юрия Демина, в отношении которого возбуждена прокурорская проверка. Свердловская прокуратура начала проверку после документа, подписанного заместителем Генпрокурора по УРФО Юрием Пономаревым. Бумага официально называется сурово - требование о проведении служебной проверки за провал в работе на вверенном участке.
Основанием для проверки послужили плохие результаты в области по аварийности на дорогах и большое количество происшествий с тяжелыми последствиями. Давая это поручение, Пономарев не исключил, что по результатам проверки Демин может быть уволен. В прокурорском требовании сказано, что анализ деятельности местной ГИБДД свидетельствует о резком ухудшении результатов работы. Детская смертность на дорогах выросла на 37 процентов. Кроме того, у Демина уже есть предупреждение о неполном служебном соответствии. Суровое взыскание гаишник получил после того, как один из его подчиненных, начальник ГИБДД города Серова, в составе пьяной компании самовольно вылетел на прогулку на Ан-2 и пропал.
Но последней каплей стало резонансное ДТП, случившееся 28 июля. На трассе Серов-Краснотурьинск столкнулись две легковые машины. Все, кто в них был, погибли. По словам замначальника спецотдела по расследованию преступлений, связанных с ДТП, Айрата Фаррахова, установлено, что виновником аварии был водитель "Мазды" Дмитрий Мациевский, 1976 года рождения, начальник смены одной газовой компании. Средь бела дня на оживленной трассе, где скоростное ограничение 90 км в час, он на скорости 180 километров в час выехал на встречку и столкнулся с "Тойотой", угробив и себя, и шестерых человек, среди которых был и маленький ребенок. Оказалось, что виновник аварии до смертельного выезда уже 23 раза подвергался административным наказаниям. В 2007 году его даже на 2 месяца лишали прав. Получив их вновь, Мациевский продолжил гонять, практически каждый месяц получая штрафы за лихачество.
Несмотря на такую подоплеку, инициатива главного гаишника области встретит много сторонников. Ведь законопослушным водителям уже нет житья на дорогах от злостных лихачей. Надо сказать, что прецедент с конфискацией автомобилей практически создан. В частности, в августе президент подписал поправки в КоАП, которые касаются лицензируемых перевозок. В большинстве своем речь идет о пассажирских перевозках. Багодаря этим поправкам суд может лишать перевозчиков-нарушителей не только лицензии, но и транспорта.