Валентина Ченцова, министр курортов и туризма Ставропольского края
- Большой резонанс в прессе вызвала наша инициатива о курортном налоге. Все вдруг испугались, что предложение об удорожании путевки на три процента может "отпугнуть отдыхающих".
Пока это рабочая версия законопроекта, полномасштабное обсуждение которого начнется в Госдуме Ставропольского края в сентябре. Свое предложение мы направили и на федеральный уровень.
Считаю, что принятие и реализация этой идеи позволят расширить финансовые возможности курортов федерального значения, а бюджеты городов-курортов региона получат постоянный источник дополнительного финансирования общекурортной инфраструктуры. Она требует вложений. Многие памятники разрушаются и приходят в упадок. Нужна реконструкция системы освещения парков, замена в них зеленых насаждений. Разрушение покрытий дорог, пешеходных дорожек превращает парки в территорию повышенной травматической опасности. И что людей действительно "отпугивает", так это нынешнее эстетическое и техническое состояние общекурортных территорий, внешний облик городов-куротов.
При этом мы не придумываем ничего нового. Закон о курортном сборе действовал до 2004 года. Эти деньги позволяли местным органам власти развивать и поддерживать инфраструктуру. С принятием нового Налогового кодекса его отменили, а взамен ничего не предложили. Кроме того, на территориях курортов расположены ведомственные санатории минобороны, МВД, ФСБ РФ, имеющие льготы по налогу на землю.
Эффективность курортного сбора демонстрирует мировой опыт. Все восторгаются чистотой и обустроенностью курортов Австрии. За эту красоту с каждого туриста взимают евро в сутки. Распространены схемы взимания курортного сбора и в странах ближнего зарубежья. В Белоруссии налоговая база курортного сбора определяется исходя из стоимости путевки в санаторно-курортное или оздоровительное учреждения. В 2011 году в Крыму введен туристский сбор в размере одного процента от стоимости временного проживания. В Абхазии плательщиками курортного сбора являются иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие постоянной или временной прописки на территории республики, и прибывшие на отдых на срок более 3 суток. Там курортный сбор вносится в виде единовременного платежа и составляет 30 рублей, срок действия сбора - 3 месяца. Он полностью зачисляется в доход местных бюджетов.
Мы предлагаем, чтобы налог за пользование объектами курортно-рекреационного назначения был отнесен к местным налогам и сборам. А представительные органы муниципальных образований на территории курортов федерального значения могли устанавливать размер ставки, но не более определенной законом величины.
Владимир Канторович,
первый вице-президент Ассоциации туроператоров России
- Боюсь, что если речь пойдет о введении сбора на всех российских курортах, то люди просто проголосуют против этого ногами. Сейчас, слава богу, есть выбор, где отдыхать. И многие уже выбирают не российское побережье. Причем цена здесь играет не последнюю роль. Ведь отдых на отечественных курортах, сопоставимых по качеству с зарубежными, уже сейчас обходится дороже. Не случайно у идеи введения сбора немало противников как в туриндустрии, так и в самих курортных городах. Но Кавказские Минеральные Воды могут себе позволить эту вольность, поскольку находятся на особом положении. Это уникальный курорт, они являются монополистами в своем сегменте. И у многих больных просто нет никакой альтернативы. Прошу обратить внимание на слово "больных", речь идет именно об такой категории граждан. Как правило, это люди с невысокими доходами. Для них даже небольшое удорожание путевки будет чувствительно. Сейчас неделя пребывания в Кавминводах стоит около 20 тысяч рублей. Но на неделю никто лечиться не едет, обычно курс лечения - от двух недель.
Авторы идеи ссылаются на зарубежный опыт. Во многих европейских странах, а вернее, городах, такой сбор действительно есть. Но нигде он не выражается в процентах к стоимости путевки - лечения. Что касается Белоруссии, Абхазии, на опыт которых также ссылаются авторы, то вряд ли их все-таки можно назвать великими курортными державами.
Совершенно непонятно и то, каким образом будет исчисляться сборооблагаемая база. Если пациент заплатит, скажем, 80 тысяч рублей, например железноводскому санаторию, то ему придется отдать 2400 на эти самые сборы. А если он заплатит ту же сумму московскому агентству, которое перечислит в Железноводск, например, половину денег - за счет скидок, серых схем и прочего, то тогда до курорта, похоже, дойдет в два раза меньше. И может получиться эффект прямо противоположный желаемому. Поступление денег в край не увеличится, а уменьшится.
Инициаторы предложения объясняют, что в крае нет источников финансирования для развития курортной базы. Но мне кажется, у них есть возможность получать достаточное количество налогов от расположенных там гостиничных и санаторных объектов. Почему у них это не получается? Не знаю. На мой взгляд, проблема заключается в том, что пока и те налоги, что собираются, расходуются, мягко говоря, неэффективно. Не уверен, что Ставропольский край - исключение. Вот когда люди будут понимать, на что идут средства, тогда и к повышению налогов они будут относиться по-другому, отдадут деньги с легкой душой. Если этого понимания нет, будут от уплаты уклоняться. Я вас уверяю, разные схемы появятся очень быстро. И никто от этого не выиграет.