Трансляции будут проходить в Интернете. Возможно, для них создадут специальный сайт, где видео из судов будет идти практически непрерывно. Технические и концептуальные детали проекта как раз сейчас обсуждаются. Но люди в любом случае должны видеть, как происходит правый суд - от обвинения до приговора. Для развития информационных программ гласности в судебной системе Судебный департамент при Верховном суде России уже создал специальное учреждение: информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие". Среди его задач, в том числе, хранение и автоматизированная обработка судебной информации, включая электронные архивы судебных дел. А также интеграция информационных ресурсов и данных судебной статистики. Фактически новая структура должна создать единую базу судебных дел судов общей юрисдикции.
Предельный штат центра около 1800 человек, так установило правительство. На их плечи ляжет и развитие единой информационной системы судов, включая видеотрансляции. В идеале картинка не должна исчезать после прямого эфира: записи будут сохранять.
Однако видеопроцессы - только часть программы повышения прозрачности правосудия. Два года назад вступил в силу знаменитый закон об открытости правосудия. В частности, он обязал суды публиковать свои решения в Сети. Процесс пошел. Однако, по мнению экспертов, мало публиковать судебные акты или даже транслировать заседания. Необходимы грамотные наблюдатели и аналитики, выдающие обществу компетентные комментарии. Без создания среды заинтересованных экспертов и наблюдателей подобная информация будет невостребованной. А значит - мертвой. Поэтому несколько лет назад высшие суды совместно c агентством РИА Новости учредили Российское агентство правовой и судебной информации. Теперь общество имеет возможность получать квалифицированную информацию о судебной системе, что называется, из первых рук.
Как заявил "РГ" главный редактор Российского агентства правовой и судебной информации Олег Ефросинин, закон об открытости судебной системы произвел в судах определенную революцию. Но главные открытия еще впереди.
- Некоторые процессы судебной гласности лишь недавно сдвинулись с мертвой точки, - говорит Олег Евросинин. - Произошло это во многом благодаря закону об открытости правосудия. Суды, хоть и не сразу, начали публиковать собственные решения. Правда, пока они это делают не всегда, часто - неполно. Тому есть как объективные объяснения, так и совершенно субъективные.
Объективные в том, что у некоторых судов в регионах пока еще не хватает технической базы и сотрудников для регулярной публикации решений. А субъективные - недотягивает человеческий фактор.
- Поделюсь собственной догадкой: наверное, до некоторых сотрудников судов разного ранга подлинный смысл, дух закона о праве граждан на информацию о работе судебной системы еще не дошел, - говорит Олег Ефросинин. - Но выхода у них нет, надо перестраивать сознание.
Многие эксперты приводят в пример арбитражные суды, где с электронной открытостью все в порядке. Решения публикуются в Сети, там же транслируются заседания президиума Высшего арбитражного суда РФ.
- Однако арбитражных судов у нас 111, а судов общей юрисдикции - более 3 тысяч, - говорит Олег Ефросинин. - Обеспечить одинаковую по срокам информатизацию при таком количестве судов и инстанций невозможно. К слову, хотел бы отметить, не побоюсь пафоса, огромные усилия, которые в этой сфере предпринимают председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев и гендиректор Судебного департамента при ВС РФ Александр Гусев. Без этих усилий мы бы сейчас вовсе не разговаривали о какой-то там информационной открытости судов общей юрисдикции.