23.08.2012 17:00
Происшествия

Новосибирец отсудил миллион за ошибку следствия

Текст:  Нина Рузанова (Новосибирск)
23 августа суд Советского района Новосибирска рассмотрел иск 30-летнего Рашида Баязитова, которого в 2004 году незаконно обвинили в жестоком убийстве. За пять лет уголовного преследования, из которых он три с лишним года отсидел в СИЗО, он потребовал от государства 30 миллионов рублей.
Читать на сайте RG.RU

Когда студент-отличник Рашид оказался в камере, битком набитой уголовниками, ему был всего 21 год. В уголовном деле есть заключение эксперта, где описано тогдашнее душевное состояние обвиняемого: "Считает себя жертвой злой воли других людей; уязвленное самолюбие; обидчивость; утрата доверия к миру". Неудивительно.

Рашида задержали по подозрению в громком убийстве: утром 11 мая 2004 года, после шумной маевки в Академгородке, в лесополосе было найдено тело Ивана Кота. Парень был зверски убит - 28 ножевых ранений. Убийцей "назначили" Рашида - приезжего из Казахстана, который жил в Новосибирске без родителей. В деле возникли "явки с повинной" двух его знакомых, написанные как под копирку, - они якобы видели драку Рашида с Иваном той ночью. Правда, от этих показаний "очевидцы" отказались уже через несколько дней, едва их самих выпустили из изолятора временного содержания.

Оба утверждали, что дали нужные оперативникам показания под давлением.  "Я сидел в камере, не зная, сколько меня там продержат, - рассказал один из "очевидцев" Амир Бобровских. - Мне было очень страшно. И не было сил сопротивляться тому, что говорил оперативник. Я подписал все, что мне сказали. И только потом, придя в себя, понял, что оклеветал невиновного человека".

Несмотря на отказ "свидетелей" от показаний, дело Рашида Баязитова все-таки ушло в суд. И в 2006 году его приговорили к 12 (!) годам колонии строгого режима. По сути - без всяких доказательств.

 - В то время я верил только в себя, - вспоминает сегодня Рашид Баязитов. - И эта вера помогла мне выстоять.

В Новосибирске тем временем состоялось несколько массовых акций в поддержку обвиняемого: Алексей Бондарь, который учился с Рашидом еще в физико-математической школе НГУ, организовал несколько пикетов в его защиту. Кассационная инстанция Новосибирского облсуда отменила обвинительный приговор и направила дело на новое рассмотрение. Повторный процесс длился еще год. От версии обвинения не осталось уже ничего. И в 2007 году судья по ходатайству гособвинителя вернул дело прокурору для дополнительного расследования.

В сентябре 2007 года под подписку о невыезде Рашида выпустили из СИЗО - к тому моменту он уже отсидел 39 месяцев. Его отчислили из университета, который он смог окончить только в этом году (кстати - с красным дипломом). Его бросила любимая девушка, выйдя замуж за другого. "Двенадцать лет ждать - это ведь сложный вариант", - мягко говорит о ней Рашид. У него не было ни жилья, ни работы. Не было даже российского гражданства - подсудимым его не дают. Было только желание доказать собственную невиновность. И оправдаться хотя бы в глазах стареньких родителей, которые никак не могли понять, как их умница-сын, окончивший школу с золотой медалью, вдруг оказался обвиняемым в убийстве.

Только в январе 2009 года уголовное преследование Рашида Баязитова было прекращено - правоохранительные органы наконец-то убедились в его непричастности к убийству. Кстати, это преступление не раскрыто до сих пор. Общественный резонанс (после того, как после маевки было найдено тело убитого, ахнул весь Академгородок) сыграл злую шутку не только с Баязитовым. Но и с теми, кто должен был ловить настоящего убийцу. Им нужно было отрапортовать о том, что преступник схвачен. Вот они и рапортовали. Сейчас государство расплачивается за эту "работу".

- По действующему законодательству вред, нанесенный следствием и судом, компенсируется за счет казны Российской Федерации, - говорит Юлия Стибикина, представитель Рашида Баязитова. - Закон есть закон, но неплохо было бы заставить платить тех конкретных людей, которые допускают эти ошибки. Тогда не было бы таких диких историй - сотрудники правоохранительных органов трижды подумали бы, прежде чем обвинять первого, кто попадется им под руку.

Суммой в 1,2 миллиона рублей - по 30 тысяч за месяц отсидки - Рашид Баязитов не удовлетворен. Он будет подавать апелляционную жалобу. При этом в прокуратуре Новосибирской области затруднились назвать "РГ" другие случаи, когда сумма компенсации морального вреда в связи с незаконным уголовным преследованием превышала миллион рублей - по крайней мере, за последние три года такого не было.

Суд Новосибирск Сибирь