Напомним, после утверждения маршрутной сети Челябинска 24 апреля на конкурс было выставлено 113 маршрутов. Торги прошли по 45 из них, отобрано такое же количество перевозчиков. Теоретически пройти конкурс обязаны все транспортные компании, желающие работать на городских маршрутах. На практике же часть компаний-перевозчиков, в том числе достаточно крупных, не спешит подавать документы, мотивируя это тем, что процедура конкурсного предоставления городских маршрутов для частных пассажирских автоперевозок не предусмотрена действующим федеральным законодательством.
Что же касается регионального закона "Об административных правонарушениях в Челябинской области", то его статья, дающая право муниципалитету воздействовать на нарушителей, еще в марте прошлого года была оспорена в суде двумя предпринимателями-перевозчиками как противоречащая КоАП РФ и ряду федеральных законов. Введение муниципальной "маршрутной карты", отсутствие которой переводило транспортников в разряд нелегалов, а значит, позволяло привлекать их к административной ответственности, было названо превышением полномочий на уровне региона.
После того, как областной суд согласился с этими доводами, Заксобрание области обжаловало его постановление в Верховном суде РФ. В мае высшая судебная инстанция страны утвердила решение облсуда, причем с неприятной формулировкой относительно того, что такое правовое регулирование не позволяет точно определить бесспорность нарушения, а значит, "оставляет простор для неограниченного усмотрения и произвола должностных лиц при привлечении лиц, осуществляющих транспортные перевозки, к административной ответственности".
С решением ВС РФ не поспоришь. Однако в результате власти лишились возможности повлиять на ситуацию, когда на маршрут одновременно выходят заключившие договор с муниципалитетом перевозчики и пренебрегшие этим конкуренты. Увы, первые автоматически оказались в проигрыше, поскольку многие из них, выполняя оговоренные чиновниками условия, существенно потратились на обновление автопарка.
При этом даже транспортники, характеризующие проведение муниципальных конкурсов как способ передачи "накатанных" маршрутов "придворным" компаниям, в приватных беседах не отрицают: возможность рейдерского захвата маршрутов теперь резко увеличилась.
В ближайшее время в Челябинске пройдет ряд совещаний, где должны выработать меры по наведению порядка на рынке транспортных услуг. Кроме того, губернатор, взявший ситуацию под личный контроль, обратил внимание на то, что Челябинская область стала единственным в стране регионом, где наблюдается такая ситуация.
Михаил Юревич, губернатор Челябинской области:
- Полномочия по формированию маршрутов транспортной сети отданы муниципалитетам, но реализовать их невозможно. Бороться с нарушениями нельзя, поскольку наказания для нелегалов не существует. Результат - хаос на рынке перевозок и последующий паралич транспортного обеспечения в городах.
Справка "РГ"
Сегодня в Челябинске 2729 маршруток принадлежат 64 юридическим лицам и частным предпринимателям. Всего в областном центре зарегистрировано 7211 пассажирских автобусов, из них 3719 принадлежат 168 предприятиям.