23.08.2012 14:10
Экономика

На Среднем Урале увеличили субсидию для предприятий-экспортеров

Малым предприятиям помогут выйти на международный рынок
Текст:  Анна Колесник (Свердловская область)
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (5866)
В Свердловской области решили поддержать малых предпринимателей, отважившихся выйти на зарубежные рынки. В частности, размер субсидий малому и среднему бизнесу, экспортирующему товары или услуги, увеличен с пятисот тысяч до миллиона рублей.
Читать на сайте RG.RU

За счет средств бюджета предпринимателям частично компенсируют расходы на уплату процентов по кредитам, возмещают часть затрат на выполнение обязательных требований российского законодательства или страны-импортера, включая сертификацию, регистрацию и другие формы подтверждения соответствия продукции определенным требованиям. Кроме того, оплачивают издержки на создание фирменного наименования, товарного знака, промышленного образца, возвращают средства, потраченные на регистрацию и правовую охрану интеллектуальной собственности и товарных знаков за рубежом, а также на участие в международных выставках, за исключением проезда и проживания.

Как пояснили "РГ" в Свердловском областном фонде поддержки малого предпринимательства, заявки на получение субсидии компании могут подавать до 9 декабря текущего года. Причем экспортеры вправе попросить компенсацию сразу по нескольким видам затрат. На эти цели предусмотрено 80 миллионов рублей. Для сравнения, в 2010 году бюджет был почти на порядок меньше - всего 4,2 миллиона, выдали лишь 23 субсидии, размер выплат в среднем составил 372 тысячи рублей. Так что в 2012 году куда больше предпринимателей смогут получить финансовую поддержку.

- Ограничений по отраслям нет, основное условие - быть экспортноориентированным субъектом малого и среднего бизнеса, - уточнил исполнительный директор фонда Антон Гервасьев.

Чиновники объясняют, что пока малому и среднему бизнесу весьма сложно самостоятельно выйти на международный рынок со своими товарами и услугами, поэтому в области крайне мало экспортеров. Согласно исследованию министерства инвестиций и развития Свердловской области, внешнеэкономической деятельностью занимаются лишь 11-12 процентов от всего числа небольших предприятий: в общей сложности около 400 компаний (их доля в экспорте региона составляет порядка 7-8 процентов). Они поставляют в другие страны оборудование, транспортные средства, детали, древесину, материалы, металл, полезные ископаемые. Причем большинство экспортеров ориентировано на рынок СНГ, а не дальнего зарубежья. И, как показал анализ, нехватка средств является основным препятствием для выхода МСБ за границу.

Еще одна серьезная преграда - отсутствие у предпринимателей Среднего Урала знаний об особенностях экспортной деятельности. Коммерсанты зачастую не представляют себе специфику зарубежной торговли, в том числе не осведомлены о международных требованиях и стандартах, не умеют определять целевые рынки, не готовы вести деловую переписку и переговоры с иностранными партнерами, не владеют навыками в области международного маркетинга, рекламы и брендинга.

Наладить экспорт мешает и неразвитый рынок инновационной продукции в регионе. Как отмечают аналитики профильного министерства, на предприятиях МСБ отсутствует или плохо организован процесс проведения исследований и создания новых разработок. Та продукция, что экспортируется, является все же не инновационной, а модернизированной. При этом выяснилось, что бизнесмены уделяют недостаточно внимания защите интеллектуальной собственности на международном рынке.

К слову, отчасти эти проблемы решает Международный центр малого и среднего предпринимательства, созданный в Свердловской области. Он организует семинары, тренинги, конференции по внешнеэкономической деятельности, а также  деловые миссии для бизнесменов. По информации организации, благодаря поездкам за рубеж среднеуральские коммерсанты уже нашли партнеров из Австрии, Швейцарии, Германии, Великобритании, Малайзии и Китая.

Малый бизнес Свердловская область Урал и Западная Сибирь