23.08.2012 00:25
Общество

Дальний Восток защитят от утечки мозгов

Дальний Восток борется с утечкой мозгов
Текст:  Ирина Дробышева (Владивосток)
Российская газета - Федеральный выпуск: №193 (5866)
Дальневосточный федеральный университет один из ярчайших примеров наследия саммита АТЭС. О новых возможностях, которые открываются перед университетом, и о формировании образовательной повестки саммита рассказал ректор ДВФУ Сергей Иванец.
Читать на сайте RG.RU

Сергей Владимирович, вы пришли в ДВФУ из минобрнауки, где занимались вопросами международной вузовской интеграции, проектом "Национальные исследовательские университеты", приглашением ведущих ученых. Вас устраивает то, что сделано в вузе по этим направлениям, или будут корректировки?

Сергей Иванец: За короткий срок существования ДВФУ создана основа, на которой запущены программы на английском языке, привлекаются иностранные преподаватели, ведущие российские и зарубежные ученые, осуществляются обмены студентами. Заключены соглашения с Калифорнийским университетом в Беркли, Мэрилендским университетом и еще целым рядом вузов.

Необходимо продолжать эту работу, ведь на ДВФУ возложены масштабные задачи. На Дальнем Востоке реализуются крупные инвестиционные проекты, и для их осуществления нужно формировать привлекательные условия, в том числе создавая высокотехнологичные рабочие места, подготавливая высококвалифицированных специалистов. Это невозможно обеспечить без интернационализации образования.

Много ли англоязычных программ будет в новом учебном году?

Сергей Иванец: Мы стремимся к двуязычной среде, ведь без этого нет современного университета. Особенно если учесть, что по всем приоритетным направлениям развития ДВФУ эксперты во всем мире общаются, пишут статьи, проводят конференции и международные переговоры на английском.

Уже запущено десять англоязычных магистерских программ. Мы приглашаем из-за рубежа преподавателей - носителей языка и готовим своих. За прошедший год 450 сотрудников прошли интенсивную языковую подготовку, а после этого треть из них стажировки по своему профилю за границей.

Какую роль может сыграть университет в усилении образовательной повестки саммита АТЭС?

Сергей Иванец: Прежде всего, сам факт проведения форума в кампусе ДВФУ - прекрасная возможность, не использовать которую в наших интересах просто нельзя. Очень важно, что в сентябре на церемонии передачи студентам символического ключа от кампуса будут присутствовать лидеры экономик АТР. Именно из этих стран мы рассчитываем привлекать студентов, преподавателей и исследователей. Нам нужно сделать все, чтобы произвести на них самое благоприятное впечатление, чтобы они уехали с твердым намерением дать поручения своим правительствам заключить с нами соглашения о научном и образовательном сотрудничестве. Это самое лучшее, что мы можем получить от саммита.

При этом ДВФУ внес существенный вклад в образовательную повестку саммита. В его программу включены вопросы сетевого взаимодействия университетов АТР, а это прямой путь к обмену преподавателями и студентами и, в конечном итоге, к академической мобильности.

Поддержано наше предложение провести молодежный саммит АТЭС. Задач у него две: определить пути дальнейшего развития стран АТР с точки зрения молодых людей и довести затем это мнение до президентов.

Наконец, не менее значимая инициатива ДВФУ и Российского фонда фундаментальных исследований - совместное финансирование научных работ по направлениям, важным для всех экономик региона.

Европа имеет успешный опыт интернационализации образования. Есть ли такие примеры в АТР и задействован ли в этом ДВФУ?

Сергей Иванец: Страны Евросоюза шли к этому долгие годы, их полезный опыт мы, безусловно, используем, активно участвуя в имеющихся в России аналогах европейских программ - ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям", "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России", "Инфраструктура наноиндустрии" и ряде других.

ДВФУ, став членом Ассоциации тихоокеанских университетов, получил практическую возможность подключения к основным региональным интеграционным процессам в образовательной сфере. Это для нас чрезвычайно важно, поскольку, например, активная академическая мобильность позволяет уйти от такого губительного тренда, как утечка мозгов, и перейти к их циркуляции: к вам возвращаются ваши студенты, научно-педагогические работники, но с опытом работы за рубежом.

Мы планируем в следующем году провести в кампусе ДВФУ форум ректоров ассоциации, чтобы продемонстрировать наши возможности и наладить самые тесные контакты, заключив ряд соглашений.

На Деловом саммите АТЭС будут работать волонтеры - студенты ДВФУ. Планируете ли вы развивать практику участия ваших студентов в мероприятиях международного уровня?

Сергей Иванец: Студенты с большим энтузиазмом отнеслись к возможности пройти языковую практику и получить новый опыт. В общей сложности поступило более 700 заявок. Отбор был строгим - официальный язык Делового саммита - английский, поэтому все волонтеры обязательно должны владеть английским либо одним из восточных языков. ДВФУ славится своей языковой подготовкой - студенты изучают китайский, японский, корейский, монгольский, маньчжурский (диалект китайского), хинди, тайский, вьетнамский языки. На Деловом саммите АТЭС им представится отличная возможность применить знания, полученные в вузе, в "полевых условиях". Мы и в дальнейшем будем искать возможности для направления наших студентов на подобные мероприятия в странах АТР.

Образование Владивосток Дальний Восток