27.08.2012 00:20
Общество

Равиль Гайнутдин в четвертый раз избран главой Совета муфтиев России

Равиль Гайнутдин в четвертый раз избран председателем Совета муфтиев России
Текст:  Фарид Асадуллин (заслуженный деятель культуры Республики Татарстан, ведущий научный сотрудник Института Востоковедения РАН)
Российская газета - Федеральный выпуск: №195 (5868)
В истории современной России есть признанные обществом люди, которые своей энергией и делами символизируют дух нашего времени.
Читать на сайте RG.RU

Их лидерские качества и масштабность деятельности невозможно не заметить, они на виду миллионов наших соотечественников. Благодаря своему опыту и природной интуиции, смелым новаторским инициативам, самоотверженным примером служения народу и стране они сумели внести в нее новое неповторимое измерение, изменили нашу жизнь настолько, что она стала качественно иной как в духовном плане, так и в плане нашего отношения роли религии в обществе. К их числу принадлежит Председатель Совета муфтиев России муфтий шейх Равиль Гайнутдин, который для очень многих своих единоверцев олицетворяет облик современного ислама... Ислама, который, цивилизационно и географически расширяя свои границы, является сегодня одним из главных факторов как мирового развития, так формирования многонациональной российской действительности, оставаясь неотъемлемой частью нашего общего исторического наследия. По-своему уникальная фигура Равиля-хазрата Гайнутдина, 25-летие духовной деятельности которого в Московской соборной мечети отмечается в этом месяце, может служить хорошей иллюстрацией тех глобальных перемен, которые произошли в жизни нашей страны и общества в последние годы.

История российского ислама, насчитывающего более 1400 лет, всегда была богата яркими и авторитетными духовными и общественными деятелями. К их числу можно отнести выдающихся реформаторов ислама Г. Курсави (1776 - 1812) , Ш. Марджани (1818 - 1889), Г. Утыз-Имяни (1754 - 1834), И. Гаспринского (1851 - 1914), Ф. Карими (1870 - 1937), М. Бигиева (1875 - 1949), всемирно известных российских муфтиев Галимджана Баруди (1857 - 1921) и Ризаутдина Фахретдина (1859 - 1936). Именно благодаря их подвижнической духовной просветительской деятельности в российском исламе укоренились выстраданные веками принципы жизнестойкости исламского вероучения, его сугубо гуманистической направленности, а также мирного сосуществования с другими религиями. Современный ислам, прогресс которого ощущается не только в России, но и практически во всех уголках постсоветского пространства, во многом питается соками той татарской богословской традиции, которая была сформирована в прошлом и сегодня успешно осваивается и развивается новым поколением российских улемов и муфтиев. К их числу, бесспорно, принадлежит первый московский муфтий, Председатель Совета муфтиев России Равиль-хазрат Гайнутдин, с именем которого связаны все наиболее важные и значительные достижения духовного возрождения в России и в странах СНГ за последние четверть века. Его личный пример беззаветного служения исламу и мусульманскому сообществу России в целом сегодня стал ориентиром для многих тысяч этнических мусульман, особенно молодежи, обретших в исламе не только смысл жизни, но и твердые духовные и мировоззренческие принципы.

Председатель Совета муфтиев России, Председатель Духовного управления мусульман Европейской части России Равиль Гайнутдин родился 25 августа 1959 года в деревне Шали Татарской АССР. В его родословной были представители разных сословий: прадед - Исмаил-бей являлся крупным землевладельцем и лесопромышленником; дед Ахат был раскулачен после революции и сослан в Сибирь. Родители, родившиеся в советское время, жили и работали в д. Шали: отец в потребительской кооперации, мать - швеей. Учился будущий муфтий в Шалинской сельской татарской школе, одновременно в семейном кругу при помощи бабушки постигал азы ислама. Именно в семье, в которой свято чтились все религиозные предписания и праздники, у него зародился интерес к исламскому богословию, который позднее стал делом его жизни. В 1980 году Равиль Гайнутдин поступил во всемирно известное Исламское медресе "Мир-Араб" в Бухаре. Экстерном за 4 года с отличием окончил семилетний курс этого медресе и получил назначение первым имам-хатыбом Казанской Соборной мечети "Нур Ислам". В 1985 году был избран ответственным секретарем Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири в Уфе. В 1987 году Равиль Гайнутдин был утвержден на должность имама-хатыба Московской Соборной мечети. Прихожане с многолетним стажем отмечают, что его отличало искреннее желание служить исламу, быть полезным своим прихожанам и делиться с ними своими знаниями. Уже через год Равиль-хазрата единогласно выбрали на должность главного имам-хатыба - настоятеля Московской соборной мечети и одновременно были открыты курсы по изучению арабского языка и ритуальной практике. К мечети периода "перестройки и гласности" потянулись все, кто стремился научиться самостоятельно читать Коран и узнать больше о своей религии: и 7-летние школьники, и 77-летние старики и бабушки, которым не довелось постичь эту грамоту раньше. Началась новая веха в истории мечети в Выползовом переулке, совпавшая с грандиозными переменами, происходившими в жизни огромного государства.

В 1991 году Равиль Гайнутдин был избран Президентом Исламского Центра Москвы и Московской области. Одновременно им было инициировано создание Исламского культурного центра, который со временем превратился во влиятельную общественно-молодежную организацию, став общественным крылом Совета муфтиев России. В 1994 г. на учредительном Меджлисе мусульманских религиозных объединений и общин Европейской части России Шейх Равиль Гайнутдин избирается Муфтием, а также Председателем Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона, преобразованного в 1998 г. в Духовное управление мусульман Европейской части России. В 1996 г. на I Меджлисе руководителей Духовных Управлений мусульман России Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин был избран Председателем Совета муфтиев России.

Равиль-хазрат Гайнутдин является членом многих авторитетных международных организаций: Президиума Евразийского Исламского Совета, Международной мусульманской организации по сближению мазхабов, Совета по мусульманским меньшинствам Всемирной исламской лиги (ВИЛ). В 2002г. он успешно закончил Российскую академию государственной службы (РАГС) при Президенте России по специальности "Государственное и муниципиальное управление" и защитил диссертацию "Ислам в России" (опыт философского анализа), за которую муфтий Равиль Гайнутдин был удостоен ученой степени кандидата философских наук. Его перу принадлежат несколько книг и фундаментальное исследование "Ханафитская акида", посвященная основам исламской теологии. Взгляд Равиля-хазрата на перспективы развития ислама в России и мире, компетентная оценка тенденций современного исламского богословия оказывают важное влияние не только на жизнь уммы, но и вызывают интерес многих российских ученых - исламоведов - академиков Е.М. Примакова и А.Б. Куделина, членов-корреспондентов М.Б. Пиотровского, В.В. Наумкина, Д.В. Фролова, А.В. Малашенко. Постоянное общение с учеными и общественными деятелями, по признанию самого Равиля-хазрата, дает ему стимул через открытый обмен мнений расширить и обогатить свои знания и опыт, а также сформировать современные подходы управления духовными организациями и приходами.

За этими биографическими фактами стоит огромный каждодневный труд, помноженный на глубокую веру в правоту избранной духовной миссии. "Аллах испытывает того, кого искренне любит" говорится в одном из хадисов - изречений пророка Мухаммада. Поражает, как Равилю-хазрату удается выдерживать огромные нагрузки, связанные с выполнением его прямых обязанностей - руководством Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман европейской части России (Московского муфтията), постоянными контактами на самом высоком уровне с политическим руководством страны и главами арабо- мусульманских стран, поездками по дальним странам и российским регионам, встречами с главами других российских конфессий и религий, многочисленными общественными организациями. При этом муфтий практически каждый день ведет прием прихожан и посетителей, идущих или приезжающих к нему из регионов с самыми неожиданными просьбами, на которые нужно найти правильный ответ или нужное решение. В приемной муфтия можно встретить "ходоков" из самых отдаленных уголков России, которым важно услышать слово хазрата. К этому надо добавить его обширную государственную и общественную деятельность - муфтий Равиль Гайнутдин являлся членом Общественной Палаты Российской Федерации (2006 - 2010), постоянным членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, членом Президиума и Сопредседателем Межрелигиозного Совета России. Блестящий организаторский талант муфтия Равиля Гайнутдина проявился в непосредственном участии проведения государственных торжеств, посвященных 200-летию Оренбургского магометанского духовного собрания (1989), инициировании празднеств по 1400-летию начала распространения ислама на территории России (2000), 100-летию со дня открытия Московской соборной мечети (2004), строительства новых мечетей в Москве - на Поклонной горе и в Отрадном, городах Подмосковья - Орехово-Зуево, Звенигороде и Солнечногорске, возвращении и реставрации старых мечетей в Твери, Вологде и Ярославле. В разных регионах России - от Находки и до Калининграда - им было инициировано создание местных мусульманских религиозных организаций, построены сотни мечетей, учреждены и успешно осуществляют свою деятельность исламские университеты и институты, средние профессиональные мусульманские учебные заведения, лицеи и школы. Предмет особой заботы муфтия Равиля Гайнутдина - московская община мусульман, которую он возглавляет уже 25 лет. Современная Москва во многом благодаря деятельности первого московского муфтия и его соратников превратилась в духовный центр более чем 30 мусульманских народов. Говоря о мусульманской Москве, следует особо подчеркнуть значение Московской соборной мечети, которая сегодня, обновляясь, переживает второе рождение. Для москвичей-мусульман - аварцев, азербайджанцев, башкир, даргинцев, ингушей, казахов, киргизов, таджиков, узбеков, чеченцев, а также афганцев, арабов, турок и персов, не говоря уже о татарах, являющихся градообразующей нацией столицы, Московская соборная мечеть, которую иногда по праву называют "главной мечетью России", была и остается центром духовного притяжения и главным местом молитвенных сходов - в дни пятничных богослужений и ежегодных религиозных праздников Ураза-байрам (Праздник разговения) и Курбан-байрам (Праздник жертвоприношения). Неслучайно именно из Московской соборной мечети, начиная с 90-х годов прошлого века, на всю Россию и страны СНГ ведутся прямые телевизионные трансляции проповедей муфтия Равиля Гайнутдина, приуроченные этим мусульманским праздникам. Сегодня, когда полным ходом идет реконструкция Московской соборной мечети и строительство исламского культурно-просветительского центра можно сказать, что после завершения всех строительных работ полиэтнический и многоконфессиональный характер столицы российского государства обретет еще более заметные зримые черты, подчеркивая евроазиатскую, тюрко-славянскую и мусульмано-христианскую сущность Российского государства.

Рассказывая о муфтии Равиле Гайнутдине, нельзя не упомянуть о его ответственной гражданской позиции, которая выражается в патриотизме и миротворчестве. В начале декабря 1994 г. накануне боевых действий в г. Грозном он первым из духовных лидеров России после поездки в Чечню обратился к Президенту РФ Б.Н. Ельцину найти путь к мирному разрешению чеченского кризиса и не допустить эскалации насилия на Северном Кавказе. Это был очень смелый и мужественный поступок, который власть, к сожалению, оставила без внимания. Все годы, пока шло кровопролитие в Чечне, муфтий Равиль Гайнутдин всегда по мере сил словом и делом помогал всем, кто нуждался в помощи и поддержке - и чеченским беженцам, и людям, оказавшимся на лечении в московских больницах, и детям, потерявших родителей. Слова одного известного чеченского духовного деятеля: "ни один российский муфтий не делает столько для решения чеченской проблемы, сколько делает шейх Равиль Гайнутдин", могли бы повторить тысячи и тысячи простых чеченцев, которых постигла эта беда. Весной 2007г. Равиль-хазрат Гайнутдин во главе делегации Совета муфтиев России с миссией мира и единения совершил визит в республики Северного Кавказа и знакомился с жизнью мусульман Чечни, Дагестана, Ингушетии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Адыгеи и Ставропольского края, а также Ростовской области. В ходе девятидневной поездки по региону состоялись насыщенные по объему обсуждаемых проблем встречи с президентом Чечни Рамзаном Кадыровым, президентом Дагестана Муху Алиевым, председателем Госсовета республики Дагестан Магомедали Магомедовым, известным дагестанским алимом Саидом-эфенди Чиркейским (Ацаевым), президентом Ингушетии Муратом Зязиковым, председателем правительства Северной Осетии Николаем Хлынцовым, президентом Карачаево-Черкессии Мустафой Бадтыевым и президентом Адыгеи Асланчерием Тхакушиновым. Триумфальная поездка делегации Совета муфтиев России во главе с Равилем-хазратом Гайнутдином позволила сформулировать новые подходы борьбы мусульманского сообщества России с проявлениями экстремизма на псевдорелигиозной основе, выявить объективные причины этого явления в мусульманской среде. Эти выводы, сделанные в ходе встреч с единоверцами из Северного Кавказа, не потеряли своей актуальности и сегодня.

Бесспорна роль муфтия Равиля Гайнутдина в налаживании и упрочении связей России с арабо-мусульманским миром. На протяжении многих лет во время встреч и переговоров с главами мусульманских государств дальнего зарубежья муфтий Равиль Гайнутдин последовательно отстаивал идею более тесного взаимодействия России и российских мусульман, в частности, в рамках второй по значению и численности после ООН международной организации - Организация Исламского сотрудничества (ОИС). Если перелистать подшивку официального печатного органа Духовного управления мусульман Европейской части России (Московского муфтията) газеты "Ислам минбаре" ("Трибуна ислама"), можно убедиться, какая колоссальная по объему работа в ходе этих переговоров была проделана для того, чтобы приблизить вступление Российской Федерации в ОИС в качестве наблюдателя. Ярким и убедительным фактом новейшей истории России и международной дипломатии является обращение главы российских мусульман в мае 1999г. к Президенту Исламской республики Иран Мухаммаду Хатами, возглавлявшему в то время ОИК с просьбой рассмотреть возможность участия российских мусульман в "восстановлении естественно-исторических связей с мусульманским миром". Роль Совета муфтиев России в решении этой важной государственной задачи трудно переоценить. Муфтий Равиль Гайнутдин также участник многих Международных форумов и конференций, он представлял мусульман Российской Федерации в Марокко, Саудовской Аравии, Египте, Финляндии, ФРГ, Италии, Малайзии, Китае и других странах. В составе официальных правительственных делегаций Российской Федерации принимал участие в межгосударственных переговорах и личных встречах с высшим руководством Ирана, Пакистана, Сирии, Египта, Ливана, Саудовской Аравии, Афганистана, Малайзии, Азербайджана. В 2000 г. делегация российских мусульман во главе с муфтием Равилем Гайнутдином участвовала в Нью-Йорке в работе Всемирного саммита религиозных лидеров в ООН. Участие делегации Совета муфтиев России в работе юбилейной сессии ООН стало фактом международного признания Совета муфтиев России, что было закреплено во время встреч муфтия Равиля Гайнутдина с Генеральным секретарем ООН Кофи Ананом и главами мировых религиозных учений, участвовавших в работе сессии ООН.

Важным направлением деятельности муфтия Равиля Гайнутдина является развитие исламского духовного образования. По его инициативе и прямом административном и организационном участии в Казани и в Москве были открыты и успешно действуют Российский исламский университет (1998) и Московский исламский университет (1999).

В своих проповедях, число которых за эти годы, наверно, трудно сосчитать, и повседневной религиозной деятельности Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин последовательно отстаивает идеи цивилизованного межконфессионального диалога и братского сотрудничества между всеми народами, выступает с активной миротворческой позицией за установление гражданского мира и согласия в обществе. Следуя его примеру, сегодня эти традиции успешно продолжает новое поколение имамов Московской соборной мечети.

В сентябре 1998 года во время рабочей встречи с покойным Святейшим Патриархом Алексием II Муфтий Равиль Гайнутдин предложил Патриарху для более тесного сотрудничества и диалога традиционных религий создать Межрелигиозный Совет России, куда затем вошли все Главы традиционных конфессий Российской Федерации. Он является одним из инициаторов и Сопредседателем Оргкомитета по проведению Второго Миротворческого Форума по взаимодействию традиционных религий (Москва, 2-3 марта 2004 г.) по инициативе Межрелигиозного Совета России, Глав религиозных конфессий стран СНГ. Недавно в Астане по инициативе Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева прошел IV Саммит лидеров мировых и традиционных религий, где выступление муфтия Равиля Гайнутдина, по мнению ряда экспертов, было признано одним из самых концептуальных. Предмет особой заботы Равиля-хазрата грандиозный международный проект "Диалог цивилизаций", инициатором которого 10 лет назад стала наша страна. Международный общественный форум "Диалог цивилизаций" за время его существования, по сути, стал первой в мире площадкой, на которой формула диалога цивилизаций при активном участии представителей ислама была воплощена в практической плоскости.

Фамилия Равиля-хазрата, 25-летие духовной деятельности которого отмечается в эти дни, переводится с арабского "око религии". Под его зорким оком российский ислам, сохранив все лучшее, что досталось от старой дореволюционной традиции, успешно в новых исторических условиях развивает свой миролюбивый характер и выстраивает новую модель партнерских отношений с государством, существенно расширяя возможности межрелигиозного сотрудничества и межнационального согласия в России.

Религия