Влипли в гудрон
Первый касается двенадцати прудов-накопителей кислых гудронов. Эти экологически опасные объекты появились в регионе еще в середине прошлого века. Ряд нефтехимических заводов вырыли котлованы (10 - в Большекозинском лесничестве Балахнинского района, на развилке Московского шоссе и дороги к поселку Березовая пойма и на улице Коминтерна в Нижнем Новгороде) и сливали в них отходы производства смазочных масел. В результате в прудах-накопителях собралось 250 тысяч тонн кислых гудронов. После того как предприятия - владельцы прудов-накопителей обанкротились, объекты стали бесхозными.
- Для того чтобы проводить какие-либо работы, необходимо поставить отстойники на баланс какой-либо организации, - заявил министр экологии и природных ресурсов Нижегородской области Николай Небов на заседании комитета по экологии регионального законодательного собрания. По десяти объектам, расположенным в Большекозинском лесничестве, решение принято. В соответствии с 225 статьей Гражданского кодекса РФ администрация Балахнинского района может стать собственником бесхозной недвижимости по истечении года со дня постановки ее на учет. Этот срок закончится в первом квартале 2013-го. Что касается администрации Нижнего Новгорода, на чьей территории находятся оставшиеся два объекта, то она пока не предприняла шагов к постановке прудов-накопителей на учет.
Кислые гудроны представляют собой смолообразные высоковязкие массы, содержащие тяжелые углеводороды, серную кислоту и воду. Окружающей среде, в первую очередь наносит ущерб серная кислота. Кислые гудроны относятся к промышленным отходам второго класса опасности.
Интерес к одной из площадок (той, что на Московском шоссе) проявили местные коммерсанты, прошлым летом самовольно установившие там оборудование и начавшие выпаривать из кислого гудрона нефтепродукты, сливая серную кислоту обратно в котлован. Таким образом, экологическая угроза для расположенных поблизости трех садоводческих товариществ и двух поселков увеличилась. Этим летом работу предприимчивых бизнесменов удалось остановить по решению суда. Впрочем, оборудование и временные строения до сих пор не демонтированы, так что добыча мазута может возобновиться в любой момент.
- Существует проблема с утилизацией кислых гудронов, - говорит Николай Небов. - Мы обращались с предложением создать технологию утилизации в различные организации, однако пока ни одна из них не получила заключения государственной экологической экспертизы на свои разработки.
Впрочем, один из разработчиков уже вышел на финишную прямую, скоро его технологию можно будет использовать. В 2010 году Министерство образования РФ объявило конкурс проектов создания высокотехнологичного производства. Одним из победителей стал Нижегородский государственный университет имени Лобачевского, предложивший мобильную установку именно для переработки кислых гудронов. На ее создание из федерального бюджета выделены 58 миллионов рублей, в октябре начнется опытная эксплуатация. В начале 2013 года, когда испытания закончатся, а восемь прудов-накопителей перейдут на баланс Балахнинского муниципалитета, областное правительство посчитает затраты на утилизацию.
В поисках баланса
По словам помощника прокурора Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры Сергея Гучина, коммерсанты пытались предъявлять права не только на пруд-накопитель возле Московского шоссе, но и на все остальные объекты. При этом они предъявляли договоры аренды или купли-продажи, заключенные с бывшими владельцами незадолго до их банкротства. Однако все эти документы не прошли государственной регистрации, а потому не имеют юридической силы. Природоохранная прокуратура судилась с несколькими претендентами на использование кислых гудронов и во всех случаях одержала победу. Кстати, по решению суда 10 прудов-накопителей в Балахнинском районе поставить на свой баланс должна не районная администрация, как считает Николай Небов, а администрация поселка Большое Козино. Глава местного самоуправления Балахнинского муниципального района Александр Лужков в связи с этим заметил, что у поселковой власти нет ни денег, ни квалифицированных специалистов, чтобы оформить все документы на бесхозные объекты.
- Сейчас получается так: прокуратура и прочие ведомства шлют предписания поселковой администрации, та переправляет их нам, мы обращаемся за помощью в областное правительство, - сетует Александр Лужков. - Бумаги ходят по кругу, это неправильно.
Заместитель начальника департамента Росприроднадзора по ПФО Валентин Пономарев заострил внимание еще на одном аспекте проблемы. Согласно 136 статье Земельного кодекса РФ на выведенных из оборота землях запаса, к которым относятся и пруды-накопители, запрещается любой вид деятельности, в том числе переработка отходов. Сменить категорию земли можно через инвестсовет, но для этого опять-таки необходимо появление легитимного собственника. Между тем на территории Большекозинского лесничества незаконный бизнес по добыче мазута осуществляется до сих пор. Росприроднадзор выдал Балахнинской и Большекозинской администрациям соответствующие предписания, но они были проигнорированы. К тому же на данном участке находятся еще и отходы металлургического производства третьего и четвертого классов опасности, которыми засыпаны два пруда-накопителя. Эти отходы сверху давят на кислогудронную мембрану прудов, что впоследствии может привести к загрязнению водозабора.
- Необходимо провести лабораторные исследования проб из прудов-накопителей, чтобы наконец-то выяснить их химический состав, - резюмировал Валентин Пономарев. - Я не исключаю, что в кислых гудронах есть и ртуть.
Памятник в стакане
Тем временем в Нижегородской области в ходе презентации нового туристического маршрута, проложенного с "экологическим уклоном" по Лысковскому району, участникам экскурсии представили и Макарьевский Желтоводский монастырь.
Знаменит он хотя бы тем, что из стен ныне женского монастыря (когда-то он был мужским) вышел великий реформатор Русской православной церкви патриарх Никон. А о красоте белокаменного чуда архитектуры и говорить не приходится: вид Макария - хоть с Волги, хоть с высоты птичьего полета - просто завораживает. Недаром "Ансамбль Макарьевского Желтоводского монастыря на Волге", как он значится в официальном реестре, считается объектом культурного наследия и отнесен к "памятникам истории и культуры федерального значения".
В ХХ веке монастырь уже пострадал от строительства Чебоксарской ГЭС - водозащитные сооружения исказили вид ансамбля, а часть жителей местного поселка была переселена. Теперь же в связи с планами компании "РусГидро" вывести Чебоксарскую ГЭС на проектную мощность над Макарием нависла угроза полного затопления.
По поводу планируемого подъема уровня Чебоксарской ГЭС на проектную отметку "68 метров" применительно к Лысковскому району руководитель экологического центра "Дронт" Асхат Каюмов сказал следующее:
- Общественные слушания по оценке воздействия на окружающую среду "отметки-68", которые сейчас проходят в районах Нижегородской области, показывают, что люди, проживающие далеко от Лыскова, воспринимают Макарьевский монастырь как свой: "Да вы что, как можно утопить такую красоту?" - говорят они.
Гидроэнергетики же, по словам эколога, предлагают спасти жемчужину древнерусского зодчества, взяв монастырь в бетонный стакан, а из него регулярно откачивать воду. Кто именно возведет этот забор и тратить деньги на осушение территории, энергетики не уточняют. Как и не комментируют вопрос переселения людей из 1900 домов, попадающих в зону подтопления.
- Готовы мы идти на такие жертвы ради прибыли энергетиков? - продолжает эколог. - Вряд ли: приоритеты Волги все-таки выше интересов энергокомпании.
А депутат Законодательного собрания Нижегородской области (ЗСНО) Исхак Ягудин развеял миф о том, что вывод Чебоксарской ГЭС на отметку-68 якобы особенно активно поддерживают в Чувашской Республике.
- И в Чебоксарах, и в республике в целом примерно половина опрошенных высказались против подъема уровня водохранилища, - говорит Ягудин. - Что касается нехватки электроэнергии, то АЭС, строительство которой начато в Навашинском районе, позволит даже экспортировать ее за пределы региона, в том числе и в Чувашию.