На встрече со зрителями вы обмолвились, что во время съемок фильма "Жить" на площадке ощущалась атмосфера трагедии.
Яна Троянова: Мы даже разговаривали шепотом. Было ощущение, что у кого-то из нас горе. Сигарев просил, чтобы вообще все молчали, когда шли, например, серьезные сцены Оли Лапшиной (сыграла мать погибших девочек. - От авт.). Снимали в тишине. У нас на площадке строгая дисциплина.
А каково вам было делать дубли?
Яна Троянова: Их было мало. Режиссер не мучил нас дублями, боялся за нас. Во время съемок на кладбище Лапшиной стало плохо.
Еще вы сказали: "Я фанат съемочной площадки. Очень люблю сниматься. Но здесь мне было очень тяжело".
Яна Троянова: Да, кино - это моя стихия. Мне все так нравится! Начало съемок для меня - праздник. У меня крылья вырастают. Но в картине "Жить", действительно, в какие-то моменты не было сил. Даже оставаться в профессии не было желания. Я говорила Васе, что больше так не могу. Но когда он признался, что у него тоже нет сил, это меня так поразило! Режиссер не имеет права на это. Мы были духовно растерзаны. Душа едва не разорвалась.
Какие тяжелые роли предлагает вам муж!
Яна Троянова: Я люблю свои роли. Это я в разных проявлениях. История "Волчка" основана на моем детстве. Люди, не видевшие моих следующих ролей, считают меня такой на самом деле: гадина, стихия, которая все рушит. Я считаю, что шлейф роли какое-то время должен тянуться за актрисой. Она выходит из зала после встречи со зрителями, представив картину, и им должно казаться, что это Гришка из фильма "Жить", мать из "Кококо". Я никогда не отрекусь от моих героинь. Они - часть меня. Моя заслуга - и Васина! - в том, что мы ищем, копаем в себе, а не "слизываем" у кого-то. В кинематограф надо себя приносить, какая ты есть, а не "косить" под Гурченко, Полищук или Литвинову. "Косить" под кого-то для меня унизительно, доставать свою низость - проще. Моя профессия - не играть, а жить. Если я начну играть, тогда вон из профессии! "Игроков" хватает. Я люблю в жизни играть: то одной женщиной прикинусь, то другой. Мне нравится "играться" с дамочками в салонах красоты, разговаривать, как они.
У вас есть любимые кадры в фильме "Жить"?
Яна Троянова: Их несколько. Когда мама двойняшек (Ольга Лапшина), лишенная материнства из-за пьянства, ждет девочек домой из детского дома, показывает ментовке (Алена Лаптева) квартиру и говорит: "Куклов две купила". А потом: "Тараканы сами ушли". Сделано отлично! Люблю сцену Ани Уколовой, когда она в подъезде бьет по лбу бывшего мужа и повторяет: "Встал - и покатился!" Это так жизненно, узнаваемо: "А что ты раньше не "сынал"?" Где раньше был, почему не вспоминал о сыне? Столько мужиков про...ли своих детей - за бутылкой, в казино, а потом вдруг объявляются и "сынают"... Что касается моей линии, то это "Нельзя умирать, козлина!" - твердит Гришка, когда мы с Алексеем Филимоновым лежим на кровати. Сильная сцена.
Вы с Василием учились вместе? Так и познакомились?
Яна Троянова: Мы учились в одном институте, но у разных преподавателей, не пересекались. А познакомились в театре "Театрон", куда Вася пришел ставить свою пьесу "Черное молоко". Ему посоветовали взять на главную роль меня. Он сказал, что сам решит, не надо ему никого рекомендовать. И... выбрал меня, увидев на фестивале "Коляда - Plays". Познакомились мы на первой репетиции. Поначалу были на "вы". Я тогда всего год работала в театре, это была моя первая главная роль. А у него - первый режиссерский опыт. А потом нехорошие люди (причем это были мужики-актеры!) стали говорить: "Как грамотно она цапанула режиссера! Шустрая девочка". Как-то быстро забыли, что сначала Сигарев дал мне роль, и только потом начались наши отношения. Когда меня называют музой Сигарева, я говорю: а он - моя муза. Мы банда в этом смысле. (Рассмеялась). Вася любит меня еще и как свою актрису. А он мой режиссер.
Во всех трех фильмах, где вы сыграли, один язык - "народный". Почему?
Яна Троянова: "Волчок" и "Жить" - это Васины сценарии, его среда. Дуне Смирновой в "Кококо" нужна была "девушка с Урала", наша речь. Конечно, я вкручиваю наши уральские словечки. Часто мы и не замечаем, как говорим. На пресс-конференции на "Кинотавре" после "Волчка" один украинский журналист спросил: "Вася, а шо у тебя в картине все "чокают"?" - "А ничо, мы так разговариваем". А после "Пластилина" одна актриса в Германии говорит Васе: "А чо у тебя все "чокают"?" Обратите внимание: "а чо?" Это не Вася Сигарев. Это наша Родина.
Вы бы показали фильм "Волчок" своим детям?
Яна Троянова: Конечно. Все наши друзья, продюсер Роман Борисевич показали фильм своему сыну. Им надо показывать это, чтобы они знали, что в жизни бывают и другие родители, чтобы ценили то, что имеют. Другое дело, что нужно чувствовать, готов ребенок или нет смотреть такое кино. Есть ведь "дети - дети", и им, конечно, не нужно смотреть это. Нам многие люди писали после "Волчка": "Я так люблю своих родителей!" А мужчины писали: "Я вернулся в семью к своей дочери".