Ефим Пивовар: В рейтинги могут попасть лишь университеты, где представлены все или подавляющая часть программ подготовки, т.е подобные классическим университетам Запада. На этом основана принятая в мире система рейтингования. Именно поэтому в свое время многие наши вузы "записывались" в университеты. Но, скажем, Московская консерватория никогда не войдет в подобный рейтинг. Хотя во всем мире знают, что наше музыкальное образование одно из лучших. Это же касается театральных, хореографических училищ, гуманитарных, архитектурных, лингвистических вузов и т.д.
Может, в рейтингах нужна отдельная графа для гуманитарного образования?
Ефим Пивовар: В приоритетных направлениях развития науки нет ни одного гуманитарного, хотя гуманитарная наука сейчас активно сотрудничает и с математикой, биологией, генетикой. И эти исследования сугубо гуманитарными уже не назовешь. Например, РГГУ вместе с Институтом прикладной математики им. Келдыша РАН работает над созданием интеллектуальных роботов. Мы сотрудничаем с Курчатовским институтом в когнитивных программах.
Грань между гуманитарными и естественными дисциплинами будет стираться. Генетика уже пересекается с археологией и антропологией. Методы естественных наук используются в искусствоведении. Одно из популярных направлений у молодежи - математическая лингвистика, появляется много исследований, связанных с Интернетом. Что касается рейтингов для гуманитарного образования, то сейчас началась работа по созданию международного рейтинга, учитывающего европейский и российский опыт высшего образования.
На какие специальности в этом году у вас был самый большой конкурс? Как зачисляли олимпиадников, которые могли лишь один раз использовать льготу?
Ефим Пивовар: На рекламу и связи с общественностью, социологию, журналистику, политологию, переводоведение, фундаментальную и прикладную лингвистику, интеллектуальные системы в гуманитарной сфере. На некоторых специальностях олимпиадников было больше, чем мест. Принимали тех, кто раньше подал документы, остальные шли на общих основаниях. Инвалидов и сирот поступило немного - не больше 70 человек.
Как относитесь к предложению Дмитрия Ливанова сократить количество вузов, увеличив оставшимся финансирование?
Ефим Пивовар: Поддерживаю. Я - за кластеры, в которых может быть реализовано непрерывное образование от начального профессионального до высшего и послевузовского. Но к ведущим вузам надо присоединять не слабые, без материальной базы, а нормальные региональные вузы и колледжи. Экономически эффективное управление возможно, когда при вузе собрано 5-10 колледжей.
С этого года в школах появятся "Основы религиозных культур и светской этики". Времени на эксперимент отпущено мало и у директоров школ по-прежнему много вопросов: кто и как должен вести эти уроки?
Ефим Пивовар: Считаю, что учителя истории. Во время эксперимента курс ввели в двух классах - четвертом и пятом. По-моему, его надо начинать в пятом классе, когда учеников знакомят с историей человечества, возникновением всех мировых религий. Мы, кстати, участвовали в подготовке учебника "История мировых религий", и считаю его неплохим. Вообще курс истории мировых религий совместим с курсом школьной истории. И в его рамках можно дать представление о православии, исламе, иудаизме, буддизме, не сталкивая предметы.
В этом году на "религиоведение" у нас был конкурс 13 человек на место. Но на бюджетные места взяли всего 6 человек. Плюс контрактники. Если будет заказ от государства на подготовку таких специалистов, можем готовить гораздо больше. Можно даже выделить в наших программах особое направление, связанное с преподаванием в школе "Основ религиозных культур и светской этики".
В новых стандартах есть еще один новый предмет - "Россия в мире", которым предлагается в том числе и заменить историю...
Ефим Пивовар: Этот предмет может преподаваться в профильной гуманитарной школе как историческая дисциплина, то есть это не замена, а иное содержание. Что мы и предлагали разработчикам стандартов. "Россия в мире" должен быть широким курсом, включающим теорию истории, методы исторического познания, определение места российской истории в мировой.
Изымать историю из школы как предмет нельзя. Это основа мировоззрения. Один-два часа в неделю на историю необходимо выделять. Абитуриенты сейчас, к сожалению, гораздо хуже знают этот предмет. И школа тут не одна виновата. Сказываются перемены в обществе и способы получения исторической информации. Если раньше ее источниками были учитель и учебник, то сейчас гораздо большую роль играю социальные сети, Интернет, телевидение.