Среди полутора тысяч фермерских хозяйств и фирм разной формы собственности не только не затерялись, напротив, влекут к себе покупателей представители 19 компаний Республики Беларусь. Их торговые места хоть и разбросаны волей организаторов по всей территории огромного комплекса, однако видны издалека благодаря ярким вывескам с характерным национальным орнаментом, а главное - той продукции, которая выложена на прилавках.
Корреспондент "СОЮЗа" пришла на ярмарку пораньше и с удивлением обнаружила у торговых палаток и в павильонах сотни людей. Последовала за неспешным потоком покупателей и вскоре оказалась "лицом к лицу"... с модной женской одеждой и приветливым продавцом Ириной Петрусь.
"Хотите блузу на каждый день, но чтобы была в то же время и нарядной? Примерьте вот эту", - говорит Ирина. Смотрю на ценник: всего 1100 рублей. У нас в Питере такие стоят не меньше трех тысяч, да их еще поискать!
- Одежда, представленная здесь, производства Гродненского предприятия, - рассказывает Петрусь. - Я же из Витебской торговой фирмы, которая закупает в Гродно товар и продает в других городах Беларуси, в России. На этой выставке мы второй год. Очень нравится. Покупателей много. И для себя кое-что тут находим...
Но при чем тут одежда, пусть даже нарядная, если выставка сельскохозяйственная? Но тем и славится "АгроРусь", что участвовать в ней могут производители как фруктов, овощей и продуктов, так и техники, одежды, сувениров...
Вот, скажем, уксус - это продукт? Скорее важная составляющая приготовления пищи, без которой никакой шашлык, борщ и пирог в рот не полезут. В старинном белорусском Слуцке об этом знает каждый, потому что именно там расположен один из самых передовых в своей отрасли заводов - Слуцкий уксусный. Основан он в 1875 году. Несколько лет назад модернизирован. И вот впервые представляет свою удивительную продукцию в России.
- Мы не один год активно сотрудничаем с Казахстаном. А в России только налаживаем горизонтальные связи. Ярмарка "Агрорусь", как мы слышали от земляков, самое удобное для этого место, - сказала корреспонденту "СОЮЗа" начальник маркетингового отдела завода Оксана. Фамилию свою не назвала, застеснялась, мол, не я тут главная. - Мы готовы поделиться с россиянами секретами своего производства. Да что говорить, вы сами возьмите, попробуйте, наш уксус натуральный. И на любой вкус - маринадный, пряный, для выпечки...
Не удержалась, взяла все перечисленные Оксаной из Слуцка разновидности уксуса, благо упакован он в удобные пол-литровые бутылочки. И цена вполне подходящая - по 25 рублей каждая.
Рядом с вывеской "Витебскхлебпром" обращаю внимание на трех подростков. Они активно "прикладываются" к сухарикам и баранкам, выставленным на тарелке. "Что, вкусно?" - спрашиваю, подходя. Ребята, ничуть не смущаясь, дружно кивают головами: "Очень! Еще хлебцы были, но их быстро съели".
Обратила, кстати, внимание на упаковку витебских хлебов разных сортов, а также печенья, пряников. Год назад о ней много говорили руководители питерских торговых предприятий на "круглом столе", организованном торговым представительством Беларуси в Петербурге. И вот результат: современные приятные глазу обертки, пакеты, позволяющие долго сохранять выпечку свежей.
А в трех шагах отсюда идет презентация аппетитных колбасок, ветчинки и прочих мясных деликатесов.
- Угощайтесь на здоровье, надеюсь, вам понравится наша продукция, - слышу совсем рядом. Плотный мужчина средних лет, широко улыбаясь, представляется: Яков Пустошило, директор одной из минских мясо-молочных компаний. - Езжу в Петербург на ярмарку "АгроРусь" уже девятый год. Во многом благодаря ей наш товарооборот с россиянами заметно вырос. Нынче привезли сюда по спецзаказу для одной торговой фирмы Петербурга 10 тонн сыра. Думаем о том, чтобы открыть в городе на Неве, а затем, возможно, в Москве и Московской области собственные магазины шаговой доступности. Задача же номер один связана со вступлением России в ВТО. На первое место выходит сейчас качество продукции. Без этого не найти будет общего языка с Европой. Над чем усиленно и работаем...
Блиц-интервью
Леонид Маринич, замминистра сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь:
- Очень хорошая ярмарка. Нравится, как организована, много участников, специалистов, а главное, покупателей. Встречи с российскими коллегами, заключение договоров - основные наши задачи в ярмарочную неделю. Будем и дальше расширять свое присутствие в городе на Неве, в Ленинградской области. Получится здесь - получится и в других регионах России. Что приятно, мы быстро находим понимание с россиянами.
- Леонид Адамович, в России любят белорусские продукты, но вот цены зачастую "кусаются".
- Цена формируется не в Беларуси. Ее диктуют посредники. Один из способов снизить цены - выход ваших торговых представителей непосредственно на наших производителей. Без посредников. Ну и, кроме того, работаем в настоящий момент над логистическими центрами. Таковые уже в скором времени должны появиться в приграничных регионах.
Прямая речь
Галина Тулинова, главный технолог мясо-молочной компании, г. Минск:
- Удивило число участников. Хожу, смотрю, общаюсь с коллегами из разных российских регионов и радуюсь. Есть чему поучиться и о чем рассказать. Россияне чаще всего спрашивают, как белорусским производителям удается добиваться высокого качества своей продукции. Отвечаю: работаем по российским ГОСТам, производим все из натурального сырья и без добавок.