Когда случается такое с человеком, а случается это практически с каждым, вот тут и возникает главный для России вопрос: а где ж нужду-то справлять? Хорошо, когда мы дома, в городе или, наоборот, в лесу. А если в транспорте? А если в чистом поле? А если на оживленной трассе? Тогда что?
Вот исповедь одной путешественницы, которая даже и не предполагала, что ее ждет по дороге от Хабаровска до Николаевска-на-Амуре: "По трассе от Хабаровска вроде бы как все прилично - федеральная магистраль! Местами стоят дорожные трактирчики, даже признаки инфраструктуры имеются - стоянка оборудованная, внутри чисто. И главное - обустроенные туалеты, где в лучших традициях цивилизованных стран выдадут и прокладки, и салфетки, за что, естественно, возьмут рубль, и даже не один. Зато внутри чисто, видно, что моют часто, тетенька, выдающая пропуска в этот "туалетный рай", - приветливая и разговорчивая.
Дядьки-дальнобойщики прыгали из своих машин сразу в туалетные двери и только потом бежали кормиться. То есть, видно невооруженным глазом: сервис востребован.
Но после того, как мы проехали Комсомольск и начался Нанайский район, цивилизация закончилась. Присесть по нужде можно было только позади машины, но я так и не смогла себя пересилить. Но когда сидишь с полным мочевым пузырем в машине два часа (точнее, едешь), становится уже все равно, где и как. И я, как родному, обрадовалась покосившемуся дощатому строению с дверью на деревянной щеколде. Хотя, по идее, дверь там вообще не нужна - щели между досками были такие, что свободно гулял ветер. Да и закрываться было не от кого - ночь, все деревенские спят, а те, кто проездом - а это все больше мужики, - нужду справляют не отходя от автобуса. Да и хрен найдешь этот туалет! Когда я спросила: где? - мне ткнули рукой куда-то в темноту. Не знаю уж, как я его отыскала. Единственное, что запомнилось - ветер, холодно и мерзко.
Потом по пути меня ждал еще более жуткий "сортир": в нем даже разделения не было на "М" и "Ж". Лишь заходы с разных сторон. Но я зашла с той, с которой светила луна. Потому что разглядеть хоть что-то было нереально. И наткнулась на мужика, который курил, ну и, собственно, был занят своим "делом". Никто из нас не смутился, и, как ни в чем не бывало, мы разошлись. Я только спросила: а дальше-то куда?
А самый страшный туалет на всем моем путешествии был вообще без дверей, разглядеть, где пол, а где не пол, невозможно, скользко, под ногами то ли сталактиты, то ли сталагмиты явно искусственного происхождения. Пришлось доставать телефон и светить".
Подобные сооружения неизвестных архитекторов - из неструганых досок, с щелями в стенах и загаженным внутренним пространством - можно встретить где угодно, от западных границ до восточных. Уж на что элитная трасса Москва - Санкт-Петербург, но и там можно встретить эти убогие домики с незакрывающимися дверьми и антисанитарией внутри. И, похоже, мало кому есть дело до страданий пассажиров и на этой, и на других оживленных российских трассах. А сунуться на стоянку по указателю - все равно что на минное поле попасть: запросто вляпаешься во что-нибудь непотребное.
Появившиеся за последние годы вдоль дорог заправки с магазинчиками внутри проблемы туалетов не решили: они либо намертво закрыты, либо преграждают тебе путь табличкой "Служебный". Никогда не забуду, как на въезде в древний Псков работница АЗС послала меня в туалет на вокзал, который, как выяснилось, находился на другом конце города. Да что там Псков: в Москве, на улице Лесной, то есть почти в центре, в одном из солидных офисов я обнаружил на двери туалета все ту же пресловутую надпись: "Только для работников".
Такая у нас в стране культура "нужды", на которую мы годами просто не обращали внимания. Психология у нас иная, чем у жителей других стран, просторы огромные, долго, простите, гадить будем по кустам и ближайшим лескам, пока превратим страну в сплошной "нужник". Но нужда нужде рознь! Одно дело - простые смертные, другое - элита. В былые времена в одном из обкомов КПСС я обнаружил в мужском туалете ящички с опилками под каждым сверкающим писсуаром: это - чтобы ни капли мимо! Ныне в банках, ресторанах и прочих элитных заведениях тоже научились соблюдать культуру "отхожего места". Запад научил. Но это возле себя, любимого. Но стоит выйти за порог, а лучше - отъехать от сверкающего металлом и зеркальным фасадом офиса, как начинается привычная картина, когда в нужник превращается любой куст у обочины или лесок через канаву.
Год я бился, чтобы рядом со станцией Ильинск на Сахалине, где каждый божий день тормозят междугородние автобусы, вместо убогого дощатого "сортира" поставили бы нечто не травмирующее психику. Ибо сколько себя помню, столько и стоит это сооружение чуть в сторонке от пятачка, на котором паркуются автобусы. И столько слышу сетования бедных пассажиров, которые после нескольких часов тряской дороги бросаются к этому неказистому строению. Год - публикации, запросы, ответы, переписка с администрацией области и района. И вот победная реляция от главы муниципального района Сахалина: "комфортный туалет" в Ильинске построен и обслуживает нужды населения. Не знали в администрации, что через 3 дняя вновь окажусь на станции Ильинск. И увижу: гордо именуемый районным начальником "комфортный туалет" хоть и построен, но заперт наглухо и, похоже, еще не скоро распахнет двери.
Потрясло, что в проблему общественного туалета на Сахалине оказались втянуты и депутаты областной Думы (какой масштаб проблемы!), и на вопрос одного из них, г-на Болотникова: "Доколе?" - министр финансов областного правительства письменно сообщил ему, что новый туалет будет сооружен, как только в бюджете области отыщутся... 10 (!) млн рублей! Хорошо хоть не долларов. Но и за 10 млн рублей можно в этом богом забытом населенном пункте вместо "отхожего места" общего пользования соорудить хоромы размером с приличный коттедж!
Британская организация Water Aid составила "позорный список" стран, которым необходимо улучшить ситуацию с туалетами. В этот список попали Румыния, Турция, Мексика, Бразилия, Египет, Марокко и, разумеется, Россия.
Специально не пишу про туалеты Америки (посещал не единожды, удивляясь, откуда на пустынном шоссе внутри берется не только холодная, но и горячая вода?) или в Сингапуре (там додумались их помечать "звездочками", как отели, в зависимости от качества обслуживания). Когда-нибудь и мы построим такие же - где-нибудь на другой планете. А пока к большинству российских туалетов больше применимо название "Дикое зрелище", которое дал в своем эссе подобным заведениям японский писатель Харуки Мураками, заглянув однажды в общественный туалет где-то на монгольской границе.
Хотя не скажу, что наверху не думают о том, как обустроить туалеты России. Правительство РФ еще несколько лет назад своим постановлением определило, где, сколько и на каком расстоянии должны располагаться на трассах мотели, автозаправки, комнаты отдыха и кафе. Туалеты, например, в зависимости от класса дороги должны встречаться через каждые 50-75 км.
А что на самом деле? Да вот вам свидетельство одного из дорожных страдальцев: "Чтобы понять, как сегодня в России организован придорожный сервис, стоит хотя бы раз прокатиться от Тихвина до Петербурга на рейсовом автобусе. Он делает одну техническую остановку, на которой желающие отправляются в ближайшие кусты - аккурат напротив рыбного рынка. Здешний туалет уже давно никто не посещает - в нем жутко грязно, да и небезопасно для жизни. Но никто даже и не думает построить новый".
Или еще одно замечание по поводу выполнения постановления правительства: "Летом на трассе "Дон" видели местами туалеты, но ни разу не рискнули ими воспользоваться, представив, какая там грязь и вонища. Уж лучше "до ветру".
Помните анекдот про немца, который по совету водителя отправился в лес справлять нужду, а вернувшись, развел руками: туалета он в нем так и не нашел! В ответ мы только улыбаемся и рассказываем друг другу собственные истории, анекдоты. А воз и ныне там.
В Ижевске открылся туалет-музей. По задумке властей, искусство должно повысить рентабельность единственного муниципального общественного туалета, а его посещение - уровень культуры населения.
- Максим, ты аккуратнее, знаешь какой у нас здесь контингент ходит? - увещевала смотрительница туалета автора идеи Максима Веревкина, который развешивал картины. - У нас ведь и порезать могут, и г... измазать.
По словам смотрительницы, а работает она здесь уже 11 лет, дохода туалет не приносит - билет стоит 10 рублей, в день приходят до 20 посетителей. Но организаторы выставки считают, что скоро это место будет местной достопримечательностью.
- У администрации выставочного центра "ГАлереЯ" возникла идея сделать арт-туалет. Первый, кто здесь выставляется, - этнофутурист Сергей Орлов. Следующий - живописец Энвель Касимов. Из художников уже выстроилась очередь.
Специфика нашего музея в том, что у нас как бы два зала - мужской и женский. Картины будут перемещаться раз в неделю из одного отделения в другое по часовой стрелке, - рассказал "РГ" Веревкин.
Организаторы уже морально готовы к вандалам и к тому, что часть экспозиции будет утрачена.
- Мы верим в силу искусства и в то, что оно способно творить чудеса. Атмосфера, которая здесь будет создана, должна изменить сознание посетителей, - считает Максим.
Вход в музей платный - равен стоимости посещения туалета.
В день открытия особого ажиотажа вокруг туалета не наблюдалось. В основном первыми посетителями стали журналисты.
Марина Долгова, Ижевск