31.08.2012 01:00
Власть

Александр Жаров: Полиция нравов в семью не придет

Руководитель Роскомнадзора Александр Жаров убежден: новый закон будет действовать только в интересах детей
Текст:  Татьяна Шадрина
Российская газета - Федеральный выпуск: №200 (5873)
Вчера гостем редакции был руководитель Роскомнадзора Александр Жаров. Он пришел, чтобы развеять страхи вокруг нового закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
Читать на сайте RG.RU

В первый месяц действия Закона Роскомнадзор обещает не применять драконовские санкции к СМИ. Все спорные ситуации рассмотрит специально созданный экспертный совет. И вместе с ним и представителями средств массовой информации ведомство найдет "золотую середину" применения закона.

Александр Жаров: Действительно, сейчас идет очень много публикаций на тему вступающего в силу с 1 сентября Закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

Я понимаю интерес СМИ, но меня несколько удивляет, что основным предметом данных публикаций стали "Ну, погоди!", "Крокодил Гена" и "Анна Каренина".

Вокруг этих публикаций строятся чуть ли не апокалиптические прогнозы: якобы то, на чем воспитывалось несколько поколений в нашей стране, попадет под запрет, что из мультфильмов будут вырезаться кадры с курящим волком, к примеру.

Позиция Роскомнадзора выражена достаточно четко. Публично она была озвучена вчера на совещании с печатными СМИ и сетевыми изданиями: мультфильм "Ну, погоди!" и вся подобного рода продукция является культурной ценностью для нашей страны, а потому нет никакой необходимости ограничивать показ, маркировать эту продукцию.

Так все-таки как же будет действовать закон?

Александр Жаров: Очевидно, что закон должен действовать, а прописанные в нем нормы - соблюдаться. Но первый месяц его правоприменения мы рассматриваем как переходный. Это не значит, что продукцию не надо маркировать. Надо. Но если будут ошибки с точки зрения регулятора, каждую такую ситуацию мы будем обсуждать, анализировать. Мы уже несколько недель ведем консультации со СМИ для того, чтобы выработать единый подход, который был бы эффективен, с одной стороны, и приемлем для СМИ, с другой стороны.

В целом, мы уже договорились на экспертном совете по массовым коммуникациям при Роскомнадзоре, который начал функционировать в рамках "Открытого правительства", что первый месяц действия закона - это период активного обсуждения: как действует закон, какие спорные моменты возникают.Сразу хочу пояснить: мы не намерены наказывать те СМИ, которые очевидно намерены исполнять закон и его исполняют. Будем очень внимательно следить, где есть злонамеренное нарушение, а где заблуждение СМИ. Если это заблуждение, отнимать лицензию, выписывать штрафы не будем. Мы будем говорить: обратите внимание, вы совершили ошибку, исправьте ее. Надеюсь, что сознательно на нарушения идти вообще никто не будет. Или таких СМИ будут единицы.

А если возникнут спорные ситуации?

Александр Жаров: Спорные случаи будет анализировать Федеральная экспертная комиссии по спорным вопросам при Роскомнадзоре. Это те люди, которым готовы доверять редакции.

В середине октября мы соберемся с профессиональным сообществом еще раз. Цель - анализ первого опыта применения закона как со стороны СМИ, так и со стороны Роскомнадзора, и выработка рекомендаций по его дальнейшему правоприменению.

 
Видео: Михаил Синицын

Кроме представителей СМИ приглашаем к сотрудничеству общественные организации. Пригласим на это мероприятие все заинтересованные ветви власти и выработаем общие подходы. Все знаковые для отрасли прецеденты применения закона и предложения можно будет передать в электронную приемную Роcкомнадзора, по электронной почте и в Twitter. Все обращения будут рассматриваться в обязательном порядке.

А на местах перегибов не возникнет?

Александр Жаров: Мы активно работаем с нашими региональными подразделениями, провели семинар по актуальным вопросам применения этого закона. Довели свою позицию по поводу месяца корректирующей практики реализации нашей функции. Еще раз просим все издания: если окажется, что где-то сотрудники службы на местах трактуют закон по-своему, сообщайте нам незамедлительно. Мы постараемся найти компромиссные решения.

Что вы посоветуете родителям, как им вести себя после вступления в силу закона?

Александр Жаров: Ребенок сам не всегда может определять, что он будет смотреть. Родители, мне кажется, обязаны следить за тем, какую "пищу для души" потребляет их дитя. Очевидно, что закон направлен прежде всего на родителей. Маркировка предназначена для них, и родители должны сами решать, как они ею будут пользоваться. Если на журнале, на сайте в Интернете стоит маркировка "18+", наверное, надо отследить, чтобы ваш ребенок не читал такой журнал, не заходил на этот сайт. Кстати, передачи радио и телевидения, которые попадают под маркировку "18+", будут идти только после 23 часов и до 4 часов утра. Передачи с маркировкой "16+" - после 21 часа и до 7 утра. Дети в это время должны спать. А в детских учреждениях - школах, детсадах, больницах - очевидно, надо выбирать каналы, где не существует предусмотренных законом ограничений. Телевизионные каналы, которые в основном будут показывать передачи с маркировкой "18+", должны быть кодированными, платными, не находиться в свободном доступе.

В законе предусмотрены жесткие санкции. Они будут распространяться на родителей?

Александр Жаров: Нет. Полиция нравов в семью не придет. У нас, во-первых, нет такой полиции. Во-вторых, закон совершенно четко трактует, что ответственность несет правообладатель. Например, права на контент могут принадлежать редакции СМИ, а потом по лицензионному договору могут перейти оператору связи, который покупает этот контент. Очевидно, что ответственность в данном случае несет правообладатель, на него и распространяются все санкции и штрафы.

Полная стенограмма беседы - в бумажной версии "РГ" в понедельник, 3 сентября

Госуправление Роскомнадзор