Сколько может стоить проезд по скоростной трассе от Москвы до Санкт-Петербурга? Станет ли платной дорога от Питера до Финляндии? И как смогут сэкономить на проезде по коммерческим трассам водители?
На эти и другие вопросы ответил во время "горячей линии" в "РГ" глава госкомпании "Автодор" Сергей Кельбах.
Сергей Валентинович, с 1 октября за проезд по платному участку трассы М4 "Дон" начнут взимать плату. Водителями придется тратить на это время?
Сергей Кельбах: Надеюсь, нет. Мы введем на этом участке так называемую бесконтактную схему оплаты с помощью специальных приборов - транспондеров. На счет транспондера можно будет положить деньги, как на счет мобильного телефона. А при проезде платного участка деньги со счета будут списываться.
Водители, прикрепившие транспондер на лобовое стекло машины, смогут оплатить проезд буквально за несколько секунд. Да еще и проехать по выделенной полосе. Мы ее запустим тоже в октябре. Кроме того, заработает программа скидок и бонусов для тех, кто будет пользоваться этими приборами. Стоимость проезда будет снижаться в зависимости от частоты поездок. Например, для крупных грузоперевозчиков скидка может составить почти 40 процентов. Транспондер стоит около 800 рублей. Прибор можно будет взять в аренду за небольшую плату.
Один и тот же транспондер можно будет использовать на разных трассах?
Сергей Кельбах: Мы разработали схему для того, чтобы на всех платных участках, независимо от того, кто является их оператором или концессионером, проезд был по одному типу транспондера. Водители, купившие транспондеры в Санкт-Петербурге, смогут пользоваться приборами и на нашем участке. Деньги спишутся с их абонентского счета, который закреплен за владельцем аппарата и автомобиля, и поступят нам. Сейчас мы строим билинговый, то есть единый расчетно-кассовый центр для всех платежей за проезд. Оператором будет госкомпания. К летнему сезону следующего года система должна заработать в постоянном режиме. Программный продукт сейчас пишется российскими специалистами. Мы не используем европейский продукт, так как не хотим зависеть от какой-то конкретной системы.
Кстати, в Евросоюзе проблема совместимости транспондеров до сих пор не решена. Там в Италии используют одни аппараты, в Австрии или Франции - другие. Сейчас европейцы ведут работу по унификации приборов.
А еще на каких дорогах появятся вскоре платные участки?
Сергей Кельбах: На трассе "Дон" в ноябре станут платными обходы Ельца и Яркино. В середине следующего года - обходы Богородицка и Ефремова, а к концу 2013 года сделаем еще и платный обход Воронежа.
Через год откроется и участок северного обхода Одинцово от МКАД до Минского шоссе на трассе М1 "Беларусь". А в 2014 году мы планируем ввести обход Вышнего Волочка по дороге в Санкт-Петербург.
Правда, что могут быть передвинуты сроки окончания строительства трассы Москва - Санкт-Петербург, особенно в районе Химок?
Сергей Кельбах: Сроки на более поздний период никто не переносит. Наоборот, трасса должна быть построена к 2018 году, а не 2020 году, как планировалось раньше. Решение приняли, чтобы во время проведения чемпионата мира по футболу была дополнительная возможность автосообщения между Москвой и Санкт-Петербургом. В Химках дорога строится очень активно, с применением современных технологических решений. Полным ходом идут работы по возведению большого моста через канал имени Москвы.
В конце сентября - начале октября мы пригласим журналистов и покажем, что и как строится.
Скоростная трасса Москва - Санкт-Петербург сможет составить конкуренцию железной дороге?
Сергей Кельбах: Автомобильные перевозки выгоднее на маршрутах протяженностью до двух тысяч километров. Железнодорожные - на больших расстояниях.
Поэтому, если речь идет о доставке грузов от портов Балтийского моря в Москву или, например, в Нижний Новгород, лучше выбрать автомобильный транспорт. До конца этого года мы вместе с МВД внесем изменения в нормативы, и на трассах категории 1А (высокоскоростных. - Ред.) будет введен скоростной режим 130 километров в час. После этого время в пути по скоростной трассе от Питера до Москвы будет пять часов, а не десять, как сейчас.
Сколько будет стоить проезд по платной дороге от Питера до Москвы для автолюбителя?
Сергей Кельбах: Конкретных расчетов пока нет. Но можно прикинуть. Проезд по 43 километрам перед Москвой будет стоить в рамках концессионного соглашения 3 рубля 60 копеек за километр.
Проезд по участку на входе в Петербург длиной 37 километров, по предварительным расчетам, обойдется в 2 рубля 20 копеек за километр. Но окончательно тариф будет формировать концессионер. Сейчас мы готовимся к конкурсу по этому участку.
По нашим прогнозам, на остальных участках трассы М 11 - это вся центральная часть дороги, проходящая по Новгородской, Тверской и части Московской области - проезд обойдется примерно в один рубль за километр для водителя легковушки.
Но на новой трассе платными будут не все участки, а примерно 60 процентов, то есть 400 километров. Если учесть, что в среднем за два участка на выходе из Москвы и Питера надо будет заплатить 237 рублей, за остальные 300 коммерческих километров - еще 300 рублей, весь проезд обойдется примерно в 600 рублей.
Недавно СМИ написали, что участок дороги М10 "Скандинавия" от Питера до границы с Финляндией будет платным. Это так?
Сергей Кельбах: Есть поручение минтранса рассмотреть возможность передачи этой дороги от Федерального дорожного агентства, в чьем ведении она находится сейчас, в доверительное управление нашей госкомпании. А мы должны предварительно оценить, возможно ли эксплуатировать эту дорогу на платной основе. Сейчас проводится такое исследование.
Сами-то вы как думаете: проект может быть выгодным?
Сергей Кельбах: Транзит там вполне серьезный. От Финляндии на юг в сутки идет 30 тысяч машин. На пути огромное количество курортных поселков. И, например, Карельский перешеек - зона отдыха петербуржцев - имеет единственный выход на эту дорогу. Значит, надо искать альтернативу или прокладывать новую дорогу. А это достаточно дорого и может серьезно утяжелить проект, сделать его неэффективным с точки зрения экономики.
Может, тогда новую платную трассу М11 продолжить до Финляндии?
Сергей Кельбах: На Карельском перешейке существует три шоссе - Нижнее Выборгское, Среднее Выборгское и Верхнее Выборгское. Нижнее Выборгское шоссе - это дорога местного значения. Среднее шоссе - отрезок "Скандинавии". А Верхнюю трассу, которая идет на Приозерск, сейчас очень активно реконструирует Федеральное дорожное агентство. Эти три дороги вполне справляются с грузопотоком. Необходимости строить еще одну трассу нет. Как и резонов переводить действующие дороги в категорию платных. Введение платности не является для нас самоцелью.
Но мы сейчас сопоставляем схемы местной и федеральной дорожной сети на этом направлении, смотрим, где из поселков есть выходы на дорогу. Чтобы М10 "Скандинавия" сделать трассой категории 1А, надо построить развязки там, где есть пересечения дорог.
На трассе М1 "Беларусь" тоже много пересечений и выездов на дорогу из поселков. Как там будет решаться эта проблема?
Сергей Кельбах: Осенью мы планируем объявить конкурс на содержание этой трассы по контракту жизненного цикла и получить единого оператора для этой дороги на все 450 километров. На "Минке", в отличие от трасс Западной Европы, стоит множество небольших населенных пунктов. Но сеть местных дорог там никогда не развивалась. И чтобы не было проблем, когда закроют выезды из поселков на скоростную трассу, мы строим рокадные, то есть объездные дороги и через определенные отрезки подключаем их к "Беларуси". Это задача стратегическая. Старую Смоленскую дорогу тоже берем в оборот.
При строительстве или реконструкции любой дороги возникают большие траты по выкупу земли. А зарезервировать землю можно?
Сергей Кельбах: Пока в полной мере воспользоваться таким механизмом не позволяет наше законодательство, Земельный и Градостроительный кодексы.
В Германии, например, зарезервированные коридоры для строительства трасс стоят по 20-30 лет и больше. И когда подходит время, там сразу начинается строительство. У нас часто не так.
Часто при начале работы над проектом земля по документам числится за государством. И, соответственно, в первоначальные расчеты деньги на выкуп не закладываются.
Но пока проект разрабатывается, согласовывается, проходит экспертизу, порой оказывается, что земля уже находится в частных руках. Мало того, она уже переведена из категории земель сельхозназначения в категорию промышленных земель. А значит, и стоимость ее выкупа значительно больше.
Мы уже подготовили свои предложения по поводу того, как можно исправить ситуацию, и направили их в правительство и в Государственную Думу. Надеюсь, осенью начнется их рассмотрение.
У дорожников уже есть право зарабатывать на аренде придорожной полосы. Куда идут эти деньги?
Сергей Кельбах: С 2011 года мы получаем средства от сдачи в аренду земли под рекламные конструкции, стоящие вдоль дорог, которые находятся у нас в доверительном управлении. Полученный доход позволяет компании иметь собственные средства на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). За счет федеральных средств мы вести такие исследования не можем. А теперь приобрели оборудование для лаборатории по строительному контролю, оно позволяет сканировать дороги и определять уровень качества покрытия. Эти современные измерительные средства сделаны по спецзаказу. С их помощью мы будем проводить паспортизацию дорог.
Водители-дальнобойщики жалуются на придорожный сервис. Они работают сутками, а отдохнуть негде...
Сергей Кельбах: Мы сейчас делаем для водителей специальные стоянки, площадки для отдыха. На такой охраняемой отгороженной территории водители смогут припарковать машину и спокойно поспать. Там же будет и минимальный набор услуг. Но для строительства таких площадок необходимо еще должным образом сделать полосы торможения. А на это нужна дополнительная земля. Добиться ее выделения, оформить все документы - процесс небыстрый. Но дело постепенно движется. Мы уже проехали по М4, прикинули, где можно сделать такие стоянки. Они, скорее всего, появятся там, где обычно останавливаются на отдых водители.
Отдых на таких стоянках будет платным?
Сергей Кельбах: Дальнобойщики готовы за это платить. Но для нас организация таких стоянок - не бизнес, а решение проблем безопасности, освобождение дороги от стоящих грузовиков. Сейчас ночами водители большегрузов паркуются, чтобы передохнуть, на обочинах трасс. Я каждый день получаю оперативную информацию о том, что на фуру налетела легковушка. Последствия, как правило, очень тяжелые, много людей гибнет.
Так, может, надо и водителям легковушек создать условия для нормального отдыха?
Сергей Кельбах: Сейчас по всей стране строится более пятидесяти придорожных центров. Первый такой центр открылся в июле в Ростовской области. Там есть кафе, магазины, гостиница, мойки для легковушек и грузовиков. Есть охраняемые зоны парковки, площадка для детей. До конца года у нас будет пять таких центров.
Есть проблемы с освобождением территорий от несанкционированных объектов?
Сергей Кельбах: Недалеко от Шереметьево есть несанкционированная свалка, там как раз по проекту должна пройти трасса Москва - Санкт-Петербург. Месяц назад мы обратились к губернатору Московской области с просьбой решить вопрос, так как свалка находится на их территории. Ведь эта зона не нашей компетенции.
Рядом со свалкой протекает река Клязьма, и все ядовитые отходы через почву попадают в водоносный горизонт и распространяются на территорию более широкую, чем физические границы свалки. Свалку не закрывают и не могут закрыть, так как формально ее нет. Но место, куда машины свозят мусор, есть.
А кто-то следит за уборкой мусора с обочин?
Сергей Кельбах: У нас есть программа под названием "Чистые дороги", она работает с прошлого года. Это планомерная, зачастую не видная работа. Следим, чтобы мусор вдоль дорог убирался. На обочинах установлены мусорные баки. Мы постоянно ведем разъяснительную работу с водителями. Но если вдоль трассы чисто, то и водители не мусорят.
Тем временем
С 1 октября стоимость проезда по платному участку на дороге "Дон" для легковых автомобилей с 7 часов утра до 00 часов составит 30 рублей. С 00 часов до 7 часов утра - 10 рублей. Стоимость проезда грузовиков и автобусов составит 120 рублей и 40 рублей соответственно. Участок дороги М-4 "Дон" с 48-го по 71-й км был открыт после реконструкции 15 мая 2012 года. Но до сих пор пункты взимания платы, расположенные на 51-м и 71-м километрах автодороги, работали в тестовом, бесплатном, режиме.