Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, документ направлен на исполнение Основных направлений налоговой политики РФ на 2013-2015 гг., которыми предусмотрено повышенное налогообложение объектов роскоши. Законопроект вносит изменения в статью 361 Налогового кодекса и устанавливает минимальную ставку транспортного налога для автомобилей с двигателем мощностью свыше 410 л.с. в 300 рублей за 1 лошадиную силу. Повышенные налоговые ставки также будут применяться для мотоциклов с мощностью двигателя свыше 150 л.с., гидроциклов (свыше 150 л. с.), катеров и яхт (свыше 300 л. с.). Если поправки будут приняты депутатами Госдумы на осенней сессии, новые ставки вступят в силу с 1 января 2013 года.
Напомним, в мае этого года замминистра финансов Сергей Шаталов назвал автомобили, хозяева которых будут платить повышенную ставку транспортного налога. Это Bentley, Lamborghini, Ferrari, Maserati, Porsche, Aston Martin, Roll-Royce, Chevrolet Corvette, а также 6-литровый Mercedes и BMV 7-й серии. На остальных налогоплательщиков это распространяться не будет. По словам Сергея Шаталова, правительство отказалось от идеи введения отдельного налога на роскошь, который теперь планируется взимать через повышенную ставку транспортного налога для автомобилей с объемом двигателя свыше 410 л.с., а также за счет прогрессивной ставки налога на недвижимость, когда тот появится.
Следует отметить, что повышенные ставки не будут применяться к мощным автомобилям, которые были выпущены до 2000 года, а также к автомобилям, участвующим в спортивных соревнованиях. "Для владельцев автомашин, которые были выпущены после 2000 года, практически не остается шансов снизить бремя содержания таких автомобилей. Обслуживание таких транспортных средств обходится их владельцам как минимум в 150-300 тысяч рублей в год, и в целом содержание авто вырастет значительно. Сам законопроект прямо предусматривает невозможность снижения налоговых ставок субъектами РФ именно в отношении автомобилей с мощностью двигателя 410 л.с., выпущенных после 1 декабря 2001 г. Если рассматривать размер налога, который автовладельцы мощных и престижных иномарок должны будут заплатить в бюджет, то, например, какой-нибудь владелец Maybach Exelero 2005 года выпуска в 700 л.с. заплатит налог в 210 тысяч рублей, а не 105 тысяч рублей, как сегодня", - говорит Виталий Бородкин, старший юрист компании "Приоритет".
Рост транспортного налога на легковые автомобили с мощностью двигателя более 410 л. с., скорее всего, приведет к тому, что на автомобильном рынке произойдет снижение спроса на мощные и дорогие автомобили. Более того, поскольку 1 сентября в России введен утилизационный сбор, который необходимо будет заплатить при ввозе в страну автомобилей, а также в случае их промышленной сборки или производства, сама по себе стоимость таких транспортных средств, скорее всего, возрастет. Базовая ставка утилизационного сбора для легковых автомобилей составляет 20 тысяч рублей. Для грузовиков она существенно выше - 150 тысяч рублей. Новые автобусы будут облагаться утилизационным сбором от 90 тысяч до 300 тысяч рублей. Те, что старше трех лет - от 150 тысяч до 780 тысяч рублей в зависимости от объема двигателя.
Для компаний-импортеров размер нового налога рассчитывается с учетом понижающих или повышающих коэффициентов в зависимости от вида и категории транспортного средства. Чем машина старше и мощнее, тем коэффициент выше. Для граждан, которые ввозят машины в страну для личного пользования, размер утилизационного сбора составляет две тысячи рублей за новый автомобиль и три тысячи рублей, если машина уже отработала больше трех лет. Класс автомобиля и объем двигателя в этом случае не имеет никакого значения. Эта мера властей направлена на компенсацию финансового ущерба, вызванного снижением импортных пошлин из-за вступления России в ВТО. С 23 августа, когда наша страна официально стала членом Всемирной торговой организации, пошлина на ввоз новых иномарок снизилась с 30 до 25%, а на подержанные автомобили с 35 до 25%.
Возможно, в отношении налогообложения транспорта будет реализована еще одна инициатива. В начале июня минпромторг обнародовал законопроект, предусматривающий повышение транспортного налога на старые и неэкологичные автомобили. Этот шаг позитивно оценивается экспертами. "Страны Еврозоны уже давно повысили суммы различных налогов и сборов для подобной категории автомобилей с целью защиты окружающей среды. Так что подобное решение со стороны нашего правительства было вполне ожидаемо и, с учетом вступления России в ВТО, необходимо. Наше государство должно защитить автомобильный рынок от импортного автомусора", - считает Виталий Бородкин.