05.09.2012 00:55
Власть

Лихачев: Роль РФ в создании мирового демократического правопорядка растет

Россия раскрывает свой международно-правовой потенциал
Текст:  Василий Лихачев (депутат Государственной Думы, чрезвычайный полномочный посол, доктор юридических наук)
Один из главных трендов современной глобалистики - дискретное внимание суверенных акторов к сфере внешней политики, дипломатии и международных отношений. Причина очевидна. Она опирается на логику социальной целесообразности, прагматизм мироуправления. Именно в данной области сосредоточен и обеспечивается значительный спектр актуальных (политико-экономических, финансовых, технологических, культурных) и иных важных интересов государств. Протекает динамично их историко-национальная идентификация. Устанавливается гармоничное и поливекторное взаимодействие этих властных образований с международным сообществом, его субъектами - народами, нациями, международными организациями и конференциями, ТНК, другими значимыми внешними персонами. Поэтому именно государства, прежде всего, несут ответственность в XXI в. за прогрессивное развитие международной сферы, ее устойчивость, дееспособность отражать новые вызовы и угрозы на основе права и справедливости. Осознание этого положения, консолидация ресурсов в целях его материализации приобщает то или иное государство к когорте цивилизованных, делает их, образно говоря, международной личностью.
Читать на сайте RG.RU

Таким статусом, вне всякого сомнения, обладает Российская Федерация. Она имеет уникальный опыт миросозидания, выполняет публичные функции одного из ведущих идеологов, архитекторов и строителей демократического правопорядка. Их эффективность получила широкое признание в рамках двусторонней и многосторонней дипломатии, в лице государств, ООН, международной общественности. Эта роль России как международного игрока универсально-системного характера имеет тенденцию к повышению, она объективно детерминирована. Поэтому поддержание многовекторного авторитета РФ, укрепление ее влияния в международных отношениях должно рассматриваться в качестве важной государственной задачи.

Практическим и солидным подтверждением этой линии стал Указ Президента России В.В.Путина "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации" от 7 мая 2012 г. Опираясь на Конституцию страны, документ, будучи политико-государственной новеллой (подобного рода акт в истории современного института президентства появляется впервые), обеспечивает преемственность внешнеполитической деятельности России и ставит соответствующие времени цели на будущее. Указ решает три группы связанных друг с другом фундаментальных проблем - концептуальные, ресурсные и кадровые. Его прикладная цель - подготовка к декабрю 2012 г. новой редакции проекта Концепции внешней политики Российской Федерации. Отметим, что рабочий процесс запущен. Самое активное участие в нем принимают структуры Правительства, Федерального Собрания, Совета Безопасности, Академии наук России. Особая нагрузка лежит на МИД, Минэкономразвитии, Федеральном Агентстве по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству. Свой вклад призваны внести и другие органы исполнительной власти, а также специализированные НПО (например, "Фонд поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова"), общественные структуры (Российская Ассоциация международного права, Российская Ассоциация содействия ООН), средств массовой информации. Отличительная черта Указа - утверждение многогранных приоритетов внешней политики России на среднесрочную перспективу. Среди них - Содружества Независимых Государств, евразийская интеграция; Европейский Союз; Азиатско-Тихоокеанский регион; отношения с Китаем и США; Евро-Антлантический регион, включая контакты с НАТО, ОБСЕ, Советом Европы; углубление связей с государствами Латинской Америки и Африки; кризисоурегулирование; международная гуманитарная безопасность; активизация публичной дипломатии; информационное сопровождение внешнеполитической деятельности РФ и другие ориентиры. Профессионализм их индикации и формулирования (это нельзя не заметить) - результат действия нескольких предпосылок. В их числе - обладание современной методологией анализа международных процессов, четкое восприятие собственных потребностей, их согласование (гармонизация) с региональными и общими для международного сообщества интересами, освоение методов стратегического планирования и прогнозирования. Отметим еще один специфический, субъективный по смыслу, момент.

Речь идет о накопленном В.В. Путиным в прошлом политико-государственном цикле нахождения у власти опыте оценок международных процессов, формирования дипломатических инициатив РФ и проведения их в жизнь. Многое из этого багажа сохранило свою актуальность и прикладную нацеленность. В истории политической мысли и практики XXI в. достойное место заняли российские предложения относительно обеспечения и развития международного права, Устава ООН, международных многосторонних договоров, межправительственных организаций (универсальных и региональных). В настоящее время в центре международного сообщества озвученные В.В.Путиным идеи о региональной интеграции, евразийском экономическом союзе, новой системе европейской и азиатско-тихоокеанской безопасности, реформировании Организации Объединенных Наций, ОБСЕ, мировых финансовых институтов и др. Они адекватны времени, существующим запросам регулирования разнообразных вопросов глобалистики. В позитивности и перспективности этой своего рода внешнеполитической оферты Президента Российской Федерации убеждают не только факты ее практической сегментарной реализации (например. в рамках ООН, ШОС, Таможенного Союза, ЕврАзес, ЕАЭС, АТФ, в диалоге РФ - Евросоюз, РФ-Китай, БРИКС, двадцатки, восьмерки), но и иные, сложные и противоречивые, явления, присущие эволюции современного миропорядка. Одно из наиболее значимых - образование и действие так называемой "критической массы" в международных отношениях. Будучи фактором со знаком "минус", она требует серьезного восприятия, поскольку негативно влияет на атмосферу межгосударственного взаимопонимания, количественные и качественные параметры международного сотрудничества, в том числе и в границах Повестки дня (по версии ООН). Образуются коллизии между разными юридическими пространствами (национальными, региональными и всемирным), между морально-политическими и правовыми стандартами. Создаются предпосылки для кризиса международной субъектности, судебной и арбитражной систем, атакуется государственный суверенитет и компетенция международных организаций.

Термин "критическая масса" охватывает многие (поведенческие, волевые, психологические) аспекты. Среди них: - страноведческий эгоцентризм (претензии США и Евросоюза на роль исключительных управляющих и законодателей миросообщества, неких "мировых судей", которые решают судьбы суверенных государств (Ливия, Сирия, Ирак, Северная Корея и т.д.) и их политическое будущее; двойные стандарты во внешней политике ряда государств (страны НАТО); игнорирование участия в международных режимах по разоружению и нераспространению; правовой нигилизм (несоблюдение международных обязательств, игнорирование императивных норм международного права и принципов Устава ООН); противоправное применение силы, в том числе и вооруженной, для решения споров (агрессия Грузии в августе 2008 г. в отношении Южной Осетии и Абхазии); русофобия (пример - резолюции Европарламента, Конгресса США, ПАСЕ, ПА НАТО, других парламентских структур по ситуации в России, вопросам истории XX в., в частности, II мировой войны); нарушение общепризнанных прав человека (политика негражданства в странах Прибалтики, факты дискриминации по гендерному критерию и др.); использование современных технологий, включая Интернет, для вмешательства во внутренние дела других государств (тактика "цветных" революций, активно поддержанная западными державами); тиражируемая практика злоупотребления правом в собственных интересах и в ущерб общим законам международного сообщества (например, правом участия или неучастия в международных организациях США пользовались для приостановления сотрудничества с ЮНЕСКО, Межпарламентском союзом); размывания института международной правосубъектности (одностороннее признание режима в Косово, отрицание государственности Абхазии, Южной Осетии, необоснованное расширение применения санкций США и ЕС в отношении Республики Беларусь, угрозы в адрес Исламской республики Иран - членов ООН). Этот перечень может быть, к сожалению, продолжен. Он неокончателен. Учитывая масштаб распространения этого фактора и последствия, которые им вызываются, имеет смысл сфокусировать на нем особое внимание в ходе межмидовских консультаций, общеполитической дискуссии на очередной сессии Генеральной Ассамблее ООН, которая открывается в сентябре т. г. в Нью-Йорке. Полезным будет его рассмотрение на площадках парламентской и публичной дипломатии.

Указанный проблемный ряд генетически связан с другими процессами в международной системе, которые подлежат учету и исследованию. Среди них - мировой экономический и финансовый кризис, геополитическая турбулентность, эгоизм в поведении ряда суверенных государств и их союзов, длительная консервация нерешения многих вопросов общепланетарной и региональной безопасности, отсутствие необходимых ресурсов для миростроительства, вулканизация предпосылок для территориальных споров, снижение авторитета международных организаций и др.

На этом фоне особую социальную ценность (аксиологичность) приобретает прикладная направленность Указа Президента Российской Федерации, посвященного реализации ее внешней политики и дипломатии. Наиболее рельефно, предметно это проявляется в обозначении им конкретных векторов и перспектив применения современного международного права. Заметим, что подобного ряда подход - следование государственной традиции России, начиная с Декрета о мире 1917 г., развернутой в Основном законе России 1993 г. и раскрытой содержательно в Концепции внешней политики РФ 2008 г., других политико-нормативных актах.

Продолжая эту конструктивную линию, Указ обозначил задачи утверждения верховенства права в международных отношениях, отстаивания основополагающих принципов Устава ООН, которые требуют развивать дружественные отношения между государствами на основе равноправия, уважения их суверенитета и территориальной целостности, в качестве центрального звена российской дипломатии. Документ определяет и специализированные проблемы, сферы использования международно-правового инструментария. В их числе - практическая реализация Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 г., российско-американского Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений от 8 апреля 2010 г., заключение межправительственных соглашений для эффективной защиты прав и законных интересов российских детей, усыновленных (удочеренных) за рубежом; соглашение с Европейским Союзом об отмене виз при краткосрочных взаимных поездках граждан; поддержанка деятельности Совета Европы по укреплению единого для всех европейских государств правового пространства; развитие отношений с США, НАТО; преодоление кризисов на Ближнем Востоке на основе принципов международного права; создание евро-атлантической системы равной и неделимой безопасности на международно-правовой платформе; содействие всеобъемлющему урегулированию арабо-израильского конфликта на общепризнанной международно-правовой базе; продолжение целенаправленной работы по надлежащему международно-правовому оформлению внешних границ Российской Федерации, включая внешние границы континентального шельфа, и разграничение прилегающих морских пространств; эффективное использование механизмов и процедур, предусмотренных системой Договора об Антарктике, 1959 г.

Внимательный анализ документа позволяет сделать существенный вывод: Указ от 7 мая 2012 г., подписанный Президентом Российской Федерации В.В.Путиным, закладывает фундамент и определяет содержание национальной программы Российской Федерации по содействию прогрессивному развитию и эффективной имплементации международного права. Такого рода документальная потребность существует, она реальна. Подготовка подобного акта должна стать важным шагом на пути формирования и принятия в рамках ООН Декларации международного права, отражающей его тенденции, социальный статус и векторы развития в условиях ХХI века.

В этих целях Российская Федерация могла бы выступить перед международным сообществом с соответствующей политико-дипломатической инициативой. Один из ее элементов - предложение о проведении Десятилетия международного права (2015-2025 гг.) под эгидой Организации Объединенных Наций. Следуя этим курсом реформирования миропорядка, Российская Федерация раскрывает собственный потенциал международно-правовой личности, стимулирует прагматично-позитивное поведение других международных акторов, содействует расширению международного сотрудничества по юридическим проблемам современного мироуправления.

Новая редакция Концепции внешней политики России, как того и требует Указ "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации", позволит решить две взаимосвязанные задачи общего характера. С одной стороны, содействовать созданию благоприятных внешних условий для долгосрочного развития Российской Федерации, модернизации ее экономики, укреплению позиций России как равноправного партнера на мировых рынках. С другой, способствовать углублению в международных отношениях идей демократии, сотрудничества, права и справедливости.

Госуправление