06.09.2012 21:29
Культура

Екатерина Мцитуридзе: Нужно создавать в мире моду на российское кино

Текст:  Валерий Кичин
В Венеции завершил свою работу первый за всю историю Мостры международный кинорынок. Он был организован, что приятно, при активном участии российской компании РОСКИНО, выступившей его соучредителем.
Читать на сайте RG.RU

Мне понравилось, как работал стенд РОСКИНО в эти дни, как глава компании обаятельная Екатерина Мцитуридзе умеет привлекать к себе авторитетнейших людей в мире кинобизнеса и находить с ними общий дружеский и деловой язык. В один из последних дней мы с ней встретились на стенде РОСКИНО, чтобы подвести некоторые итоги первого опыта.

Екатерина считает очень важным, когда на фестивале присутствуют не один-два фильма из России, а целая институция, призванная продвигать наши картины на мировые экраны и вообще представлять лицо современного российского кино. Представлять миру возможности нашей киноиндустрии - в том числе и для копродукции, и для съемок на территории России. И - создавать моду. Екатерина это особо подчеркивает: да, создавать в мире моду на российское кино.

Началось это в Канне, когда пять лет назад там появился российский павильон. С той поры он окреп, вырос в размерах, в нем стало появляться все больше кинематографического люда - узнать о новых российских кинопроектах, встретиться с русскими коллегами. Екатерина воодушевлена первыми результатами: "Ты по-настоящему понимаешь значение того, что ты делаешь, - когда ты делаешь".

Стенд Роскино в отеле "Эксельсиор" миновать было невозможно: с него начиналась территория Кинорынка, он был на самом видном и бойком месте. "Вряд ли иначе к нам зашел бы, например, Харви Вайнштейн (один из крупнейших кинопродюсеров США - В.К.) - а тут, проходя мимо, он удивился, зашел, посидел, посмотрел наш каталог. Лиха беда начало", - считает Екатерина.

На организованной при участии Роскино церемонии открытия Кинорынка были все ключевые фигуры кинобизнеса, прилетевшие в Венецию. Среди почти 900 гостей можно было увидеть директоров всех мировых кинорынков, от Торонто до Канна, Лос-Анджелеса, Пусана. "В эти дни мы начинали работу в 9 утра и заканчивали в 8 вечера, хотя официально рынок работает с 11 до 6, - отмечает Екатерина. - Шли семинары, конференции, лекции. В частности, актуальной была конференция, посвященная новым формам дистрибуции фильмов - Video On Demand, видео по запросу. Эту идею еще с трудом осмысливают в Европе, хотя в Америке такая форма уже приносит миллиардные доходы. В ней - будущее кино".

Я прошу Екатерину рассказать подробнее об этой идее.

- К сожалению, кинотеатральная дистрибуция для независимого авторского кино в последнее время изживает себя. Я имею в виду кино более сложное, чем "Трансформеры". Зато "видео по запросу" в США открывает новые перспективы и уже сегодня дает 400 процентов роста! Стоимость подписки на эту услугу - 7 долларов в месяц. Подписчик получает доступ к огромному количеству фильмов, телепередач, сериалов, музыкальных программ и другой аудиовизуальной продукции. Преимущества системы очевидны, включая экономию денег и места в доме - уже не нужны шкафы для хранения коллекций DVD. Понятно, что в этих условиях отпадает потребность покупать DVD, и этот рынок стремительно падает. И вот мы провели конференцию, на которую глава нашей Кинокомиссии в Лос-Анджелесе Элеонора Граната Дженкинсон пригласила многих влиятельных людей - таких, как руководитель департамента Национального киносовета Канады Шанель Рутье или Паола Корвино, глава ведущей сейлс-компании Италии Intramovies…

Данные, приведенные на конференции, несведущего человека могут ошеломить. В Северной Америке более ста миллионов семей уже использует сервисы видео по запросу (VOD). Студии все чаще выпускают свои новинки одновременно на DVD и VOD. Екатерина напомнила, что еще во время Московского кинорынка DOORS в июне этим новым методам цифровой дистрибуции фильмов уделялось особое внимание. Были проведены деловые переговоры, о результатах которых РОСКИНО объявит на Кинорынке в Лос-Анджелесе в начале ноября. Но этот новый способ дистрибуции еще только зарождается, и все его возможности пока даже не разведаны.

Главный тормоз в распространении системы VOD в Европе - пиратство. Поэтому то, что уже доступно жителям Северной Америки, пока недоступно в России.

Я спросил о филиале РОСКИНО в Лос-Анджелесе. Он был основан в дни Берлинского фестиваля, и его участие неоценимо в успехе проведения Московского кинорынка DOORS, который имел в мире кинобизнеса очень позитивный резонанс, - считает Екатерина Мцитуридзе. - Продано 15 наших фильмов, названия которых также будут объявлены во время Кинорынка в Лос-Анджелесе.

Что касается кинотеатрального проката для русских фильмов, то он остается проблемой. Сейчас идут переговоры о продаже фильма "Кококо" Авдотьи Смирновой. Но и в случае успешной продажи за РОСКИНО остаются заботы о раскрутке фильма: надо искать "зацепки" и "манки" для зарубежных зрителей, побуждающие их смотреть русские фильмы с не известными им актерами. Это - отдельное искусство, которое осваивают эмиссары РОСКИНО. Содействие этому, надеется Екатерина, окажут многие зарубежные журналисты, на которых деловая атмосфера на московском DOORS произвела вполне благоприятное впечатление.

Осваивается и азиатский рынок - вскоре представители РОСКИНО поедут на Кинорынок в Пусан и примут участие в его работе.

Я спросил, какие наши фильмы пользовались вниманием в дни работы Венецианского кинорынка. Екатерина сообщила, что был подписан договор с одной из крупнейших компаний Италии Intramovies о совместной работе в продвижении российских картин. Наиболее близки к завершению сделки по фильмам "Шапито-шоу" Сергея Лобана, "Жить" Василия Сигарева, "Бедуин" Игоря Волошина, "Шоппинг-тур" Михаила Брашинского, "Два дня" Авдотьи Смирновой.

Как всегда, все дело упирается в человеческий фактор, в личный энтузиазм человека. В связи с этим Екатерина особо отметила роль, которую играет в продвижении нашего кино в Италии Алена Шумакова - она консультирует Венецианский и Римский кинофестивали, рекомендует им новинки российского кино, которое отлично знает и за которое искренне "болеет". А я, со своей стороны, не могу не отметить активизацию творческой энергии в РОСКИНО после прихода нашей сегодняшней собеседницы Екатерины Мцитуридзе.

В завершение Екатерина повторила фразу, которая вызвала аплодисменты на церемонии открытия Венецианского кинорынка: мы все здесь дома, и видим друг друга гораздо чаще, чем членов своих семей. Это правда: труднейшее дело учреждения новой моды - смотреть российское кино - еще на самом старте.

О том, как будет представлено кино России на предстоящем в ноябре Международном кинофестивале в Риме, "РГ" расскажет в ближайшее время.

Наше кино