С одной стороны, в проекте однозначно говорится, что система будет трехуровневой: трудовая пенсия в рамках обязательного пенсионного страхования (формируется за счет страховых взносов работодателей и работников как в солидарную, так и в обязательную накопительную часть); корпоративная (добровольная) и частная (добровольная). Однако эксперты в один голос утверждают, что реально обязательная накопительная составляющая пенсии при таком раскладе прикажет долго жить.
Экспертов смущает заложенный в Стратегии так называемый страховой маневр. Суть: часть страхового тарифа временно будет перераспределена с накопительной составляющей на солидарную (2 или 4 процента). А с 2015 года у работников будет право выбора - либо формировать накопления по существующей схеме (6 процентов), либо направить весь тариф на страховую часть пенсии. При этом делается важная оговорка: те, кто решат накапливать пенсию, должны будут вносить самостоятельный платеж в размере двух процентов от зарплаты.
По мнению замдиректора департамента корпоративного управления минэкономразвития Ростислава Кокорева, это не лучший вариант ликвидации дефицита ПФР, но у него есть перспективы быть принятым. В целом же он считает, что реформа 2002 года не сворачивается, не будет ее кардинального пересмотра, а лишь совершенствование.
Константин Угрюмов, президент Национальной ассоциации пенсионных фондов, категорически не согласен с тем, что пенсионная система в результате минтрудовской стратегии не претерпит кардинальных изменений. "То, что сейчас происходит, это контрреформа, цель которой перевод средств в распределительную систему, создание собеса и вывод из экономики триллионов рублей", - утверждает он. Что бы ни говорили, убежден Угрюмов, "то, что предлагается, это реальная отмена накопительного компонента". Между тем сегодня на накопительных счетах граждан, добровольных и обязательных, по оценке НАПФ, находится более 2 триллионов рублей и они должны инвестироваться и работать на реальную экономику. По мнению Угрюмова, решающим фактором дальнейшего движения пенсионной реформы станет отнюдь не дефицит Пенсионного фонда, а позиция государства в вопросе инвестирования пенсионных накоплений. Если оно решит, что длинные пенсионные деньги должны эффективно работать, накопительная часть пенсии останется, побоится - накопления не нужны.
Замдиректора департамента финансовой политики минфина Андрей Воронцов сказал, что к стратегии пока много замечаний и "то, что критикует Угрюмов, во многом справедливо". Вместе с тем минфин сейчас выступает с целым рядом законодательных инициатив, которые направлены как раз на расширение инструментария инвестирования пенсионных накоплений и повышение их доходности. Уже в этом году, надеются в минфине, ПФР начнет размещать накопления в депозиты кредитных организаций - соответствующий регламент уже разработан.
Андрей Воронцов ответил и на критику некоторых экспертов, которым не нравится, что министерство предлагает отменить рассылку "писем счастья" Пенсионным фондом: ежегодно ПФР отправляет около 80 миллионов таких писем, что обходится в 2,5 - 3 миллиарда рублей. Лучше, считают в министерстве, получать эту информацию через портал госуслуг.