06.09.2012 12:02
Экономика

В Тюмени сдали первую очередь самого дорогого в УрФО объекта

Тюмень обзавелась самым дорогим инфраструктурным объектом за всю историю города
Текст:  Анатолий Меньшиков (Тюмень)
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (5877)
После недавней сдачи первой очереди набережной длиной свыше 1300 метров в Тюмени продолжается активное строительство неординарного не только для города, но и для всего Уральского округа объекта. В следующем году протяженность благоустроенной береговой зоны увеличится почти до трех километров.
Читать на сайте RG.RU

Долгое время Тюмень оставалась чуть ли не единственным крупным городом Западной Сибири, стоящим на судоходной реке, но не имеющим набережной. Впервые во властных коридорах заговорили о необходимости благоустройства территории вдоль Туры еще в конце семидесятых годов прошлого века. Но тогда дальше слов не пошло. Между тем своенравная река в половодье продолжала подтачивать овражистые берега в исторической зоне областного центра, грозя обвалить примыкающие к водной артерии старинные здания, разрушить коммуникации. Опасные инциденты случались не раз.

Решение "одеть" Туру в гранит принято в середине минувшего десятилетия. Когда проект еще только вынашивался, стало ясно, что надежно укрепить крутой, рыхлый, со сложным рельефом склон, к тому же превратив его, по замыслу архитекторов, в широкую многоярусную прогулочную зону, будет непростой инженерно-технологической задачей.

Однако, судя по итогам работы, справились с ней успешно. От весеннего паводка, грунтовых и поверхностных вод берег теперь защищают железобетонная подпорная стена на буронабивных сваях, система водосбросов, оригинальная дренажная система. Основание скрыто под гранитными плитами и брусчаткой. Впервые в истории строительства отечественных набережных удалось создать своеобразный береговой амфитеатр в четыре "этажа" с пешеходными и велосипедными дорожками, смотровыми площадками, специальными спусками для инвалидов. Набережную украшают архитектурные экспозиции, повествующие об истории края и людях, прославивших его. В дальнейшем, по мере сдачи второй и третьей очередей объекта, появится трехуровневая стоянка, причал для прогулочных судов. Набережная призвана соединить в некое общее эстетическое целое достопримечательности Тюмени - Свято-Троицкий монастырь, строительно-архитектурный университет, станцию Тура, мост Влюбленных.

Полюбилась ли набережная, ставшая самым дорогим и амбициозным за все время существования Тюмени объектом благоустройства, жителям и гостям города? В погожие выходные, праздники здесь гуляют в течение суток до 5-6 тысяч человек. В соцсетях и блогах отклики, за редким исключением, теплые, если не восторженные. Но, может, следовало бы быть скромнее, сократить траты за счет излишних "красивостей", направить деньги на решение других проблем, каких у Тюмени хватает? На этот вполне резонный вопрос губернатор области Владимир Якушев отвечает так:

- Когда потенциальные инвесторы размышляют, стоит ли вкладывать капиталы в тюменские проекты, они обязательно оценивают развитость инфраструктуры регионального центра, его привлекательность и удобство для жизни. Только за счет благоустройства Тюмени нам удалось привлечь миллиарды рублей инвестиций, и эти деньги работают на каждого жителя области.

комментарий

Валерий Кулачковский, архитектор:

- Набережная призвана сделать город краше, притягательнее, усилить его инфраструктуру. Во время освоения нефтегазовых месторождений Севера полтора десятилетия Тура служила главным элементом транспортной схемы, а Тюмень - огромной перевалочной базой. Наследие того периода - промышленные берега. Вдоль них всякого рода производства, склады, погрузочные площадки. Одним словом, промзона. Она-то и отделила жителей от божьего дара - реки. Генплан справедливо предполагает освобождение берега от промышленных площадок. Хотят того их собственники или нет, им придется уйти с насиженных мест: общественные интересы выше корпоративных.

Экономика Тюмень Урал и Западная Сибирь